Методика поверки «Каналы измерительные скорости из состава систем контроля и регистрации параметров движения СКРПД подвижного состава железных дорог и метрополитена.» (МП ЦВИЯ.466229.005 ИЗ)

Методика поверки

Тип документа

Каналы измерительные скорости из состава систем контроля и регистрации параметров движения СКРПД подвижного состава железных дорог и метрополитена.

Наименование

МП ЦВИЯ.466229.005 ИЗ

Обозначение документа

ВНИИМ им. Д.И. Менделеева

Разработчик

904 Кб
1 файл

ЗАГРУЗИТЬ ДОКУМЕНТ

  

А.Д. Бородастое

2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ФГУП «ВНИИМ

Каналы измерительные скорости из состава систем контроля и регистрации параметров движения СКРПД подвижного состава железных дорог и метрополитена.

Методика поверки

ЦВИЯ.466229.005 ИЗ

4/.h

Руководитель НИО 253

ФГУП «ВНИИМ

Ижевск 2016 г.

Содержание

7.2Опробование

7.3 Подтверждение соответствия программного обеспечения

7.4 Определение абсолютной погрешности

канала измерительного скорости в рабочем диапазоне

Приложение А Перечень принятых сокращений

Приложение Б Протокол поверки канала измерительного

скорости

Настоящая методика поверки ЦВИЯ.466229.005 ИЗ устанавливает методы и средства поверки канала измерительного скорости из состава систем контроля и регистрации параметров движения СКРПД подвижного состава железных дорог и метрополитена (далее по тексту канал измерительный скорости).

Канал измерительный скорости состоит из:

блока регистрации локомотивного комбинированного БРЛ-К ЦВИЯ.467239.020;

- блока индикации локомотивного комбинированного БИЛ-ЗК ЦВИЯ.467848.005 (БИЛ-ЗК-01 ЦВИЯ.467848.005-01, БИЛ-ЗК-02 ЦВИЯ.467848.005-02, БИЛ-ЗК-04 ЦВИЯ.467848.005-04), далее по тексту БИЛ-ЗК.

Настоящая методика распространяется на все исполнения систем контроля и регистрации параметров движения СКРПД (далее по тексту СКРПД).

Методика применяется при первичной (в процессе изготовления при приёмо-сдаточных испытаниях) и периодической поверке (в эксплуатации).

Интервал между поверками - один год.

Перечень принятых сокращений приведён в приложении А.

1 Операции поверки
  • 1.1 При проведении поверки должны быть выполнены операции

согласно таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Перечень операций поверки

Наименование операции

Номер пункта

Проведение операции при

первичной поверке

периодической поверке

Внешний осмотр

7.1

+

+

Опробование

7.2

+

+

Подтверждение соответствия программного обеспечения

7.3

+

+

Определение абсолютной погрешности измерений скорости в рабочем диапазоне

7.4

+

+

2 Средства поверки
  • 2.1 При проведении поверки должны быть применены средства поверки и вспомогательное оборудование, указанные в таблицах 2.1, 2.2.

Таблица 2.1 - Перечень средств поверки

Номер пункта настоящей методики

Наименование и тип основного или вспомогательного средства поверки, номер документа, регламентирующего технические требования к средству, метрологические и основные технические характеристики

Примечание

5

Гигрометр психрометрический ВИТ-2, диапазон относительной влажности от 20 до 90 %, пределы допускаемой абсолютной погрешности ±6 %, диапазон температуры от 15 до 40 °C, пределы допускаемой абсолютной погрешности ±0,2 °C

Барометр-анероид   метрологический    БАММ-1,

диапазон измерений от 80 до 106 кПа, пределы основной допускаемой абсолютной погрешности ±0,2 кПа

7.2 - 7.4

Источник питания SPS-606 GW Instek, выходное напряжение до 60 В, выходной ток до 6 А, пределы допускаемой погрешности ± (0,5 %+ 2 ед. мл.разр.)

GB1

Генератор сигналов низкочастотный; диапазон частот от 1 Гц до 300 кГц, относительная основная погрешность 1% или нестабильность частоты ±0,5%

G1

Частотомер 43-85/3; диапазон измеряемых частот от 0,001 Гц до 500 МГц, пределы допускаемой погрешности ±5 • 10'7

PF1

Осциллограф цифровой запоминающий GDS-2102 GW Instek, полоса пропускания от 0 до 200 МГц, канал вертикального отклонения: коэф, отклонения 2 мВ/дел - 5 В/дел, погрешность ± 3 %; канал горизонтального отклонения: коэф. развертки 1 нс/дел - 10 с/дел, погрешность ± 0,01 %

PS1

Таблица 2.2

Наименование

Обозначение

Кол., шт.

Примечание

1 ПК СКРПД

ЦВИЯ.421413.178

1

2 Блок БВД-У

36991-600-00

1

3 Заглушка CAN

ЦВИЯ.685611.027.01

1

4 Кабель БЭЛ-УП

36993-643-00

1

Из состава

БВД-У

5 Кабель

ЦХ4.856.079-02

2

Т ехнологический

6 Кабель

ЦВ ИЯ.685612.901.69

1

Т ехнологический

7 Кабель

ЦВИЯ.685611.039.75

1

Технологический

8 Кабель

ЦВИЯ.685613.324

1

Т ехнологический

9 Кабель

ЦХ4.856.079-24

7

Заземление

10 Кабель

ЦВИЯ.685611.042.03

, 1

Т ехнологический

  • 2.2 При проведении поверки допускается применять другие вновь разработанные или находящиеся в применении средства поверки, прошедшие поверку в органах государственной метрологической службы и юридических лиц, аккредитованных на право проведения поверки, обеспечивающие требуемую точность измерений.

  • 2.3  Все средства измерений должны быть исправны, иметь свидетельство о поверке или оттиск поверительного клейма на приборе или в эксплуатационной документации с не истекшим сроком действия.

Контрольное оборудование должно иметь эксплуатационную, конструкторскую документацию и проходить периодическую проверку, если присутствуют требования к ее проведению в технической документации на контрольное оборудование.

3 Требования к квалификации поверителей
  • 3.1 Поверка должна осуществляться лицами, прошедшими аттестацию.

4 Требования безопасности
  • 4.1 При поверке должны быть соблюдены меры безопасности, изложенные в технической документации на систему СКРПД и на средства поверки.

  • 4.2 Блоки, входящие в состав канала измерительного скорости, и аппаратура рабочего места поверки должны быть заземлены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.030-81. Сопротивление заземления не должно превышать 0,1 Ом.

5 Условия поверки
  • 5.1 При проведении поверки должны быть соблюдены следующие условия:

- нормальные условия измерений по ГОСТ 8.395-80:

  • 1) температура окружающей среды, °C (К)............20±5 (293±5);

  • 2) относительная влажность воздуха, %...............................65±15;

  • 3) атмосферное давление, кПа (мм рт. ст).............100±4 (750±30).

6 Подготовка к поверке
  • 6.1 Блоки, входящие в состав канала измерительного скорости, необходимо выдержать в течение 4 часов в нормальных условиях, если перед поверкой они находились в климатических условиях, отличающихся от требований раздела 5.

  • 6.2 Подготовить средства поверки в соответствии с их документацией. При проведении поверки работу с блоком БВД-У производить согласно руководству по эксплуатации.

  • 6.3  Блоки БИЛ-ЗК, БРЛ-К, средства поверки, вспомогательное оборудование заземлить кабелями ЦХ4.856.079-24.

  • 6.4 При проведении первичной поверки проверить в паспорте на СКРПД наличие отметок ОТК о положительных результатах приёмосдаточных испытаний.

7 Проведение поверки
  • 7.1 Внешний осмотр

    • 7.1.1 При проведении внешнего осмотра должно быть установлено:

  • - отсутствие видимых повреждений блоков из состава канала измерительного скорости;

  • - наличие чёткой маркировки блоков из состава канала измерительного скорости;

  • -  наличие и целостность пломб в местах, предусмотренных изготовителем.

  • 7.2 Опробование

    • 7.2.1  При опробовании проверяют работоспособность канала измерительного скорости.

    • 7.2.2 Собрать рабочее место в соответствии с рисунком 7.1.

    • 7.2.3 Установить на источнике питания GB1 величину выходного напряжения (48,0 ± 0,2) В. Установить тумблер на источнике питания GB1 в положение ВКЛ.

    • 7.2.4 Проконтролировать на блоке БРЛ-К свечение индикатора «ПИТ», индикаторы «СВЯЗЬ», «КР» должны быть погашены.

    • 7.2.5 На дисплее блока БИЛ-ЗК должно появиться сообщение о вводе номера машиниста и сообщение «Для начала новой смены нажмите клавишу «М».

Канал измерительный скорости

1,2- Кабель ЦХ4.856.079-02 (2 шт.)

3 - Кабель БЭЛ-УП 36993-643-00 (1 шт.)

  • 4- Кабель ЦВИЯ.685612.901.69 (1 шт.)

  • 5- Кабель ЦВИЯ.685611.039.75 (1 шт.)

6 - Кабель ЦВИЯ.685613.324 (1 шт.)

Рисунок 7.1 - Схема рабочего места для проведения опробования канала измерительного скорости

  • 7.2.6 Для подтверждения начала новой смены нажать кнопку «М» на лицевой панели блока БИЛ-ЗК, на дисплее появится сообщение «Активирована новая смена».

Ввести номер машиниста «5», используя клавиатуру на лицевой панели блока БИЛ-ЗК. Подтвердить ввод номера машиниста нажатием кнопки «*7».

  • 7.2.7 На дисплее блока БИЛ-ЗК должен отобразиться основной экран, примерный вид которого представлен на рисунке 7.2.

    03:26:23

    номер Мгниимис.та

    21516

    ТМ: 1,0 ы с/см2

    О                   10

    25 января 2014 г,

    50

    40

    30

    60

    70

    Борювое напряженно

    80

    24 В

    Н!

    Ток

    •12 А 0

    1.0 кгс/см2

    ю

    Х1000 мин 1

    О 1840 об/мин

    20

    10

    Включеннная передача ГМП

    Положение акселератора

    4,0 %

    Пробег за смену 42,4- км

    135

    Темпера! ура охлаждающей жидкости двигателя. С

    ПО

    •40     10

    Температура масла в ГМП, <

    -50 О V) 100    15? ztXi

    Давление масла в двигателе, кгг.см-

    2,7

    90

    100

    110

    ТЦ1: 1,0 кгс/см2

    О                 10

    I                       -------

    _г / ТЦ2: 1,0 кгс/см2

    О                 10

    217O1                                                 i

    з л             __

    ТЦЗ: 1,0 кгс/см2

    О                 10

    ТЦ4: 1,0 кгс/см2

    О                 10

Рисунок 7.2 - Основной экран

  • 7.2.8 Задать на БВД-У в меню «Имитация ДС» диаметр бандажа 710 мм, количество зубьев 42.

  • 7.2.9  Ввести с БВД-У скорость 120 км/ч. Проконтролировать отображение значения фактической скорости (120±2) км/ч на основном экране блока БИЛ-3 К.

  • 7.2.10 Снизить с помощью БВД-У скорость до 0 км/ч с шагом 10 км/ч, контролируя соответствующее отображение значения фактической скорости на основном экране блока БИЛ-ЗК.

  • 7.2.11 Выключить источник питания GB1.

  • 7.3 Подтверждение соответствия программного обеспечения

7.3.1Выполнить 7.2.2 - 7.2.7.

7.3.2Нажать кнопку «П» на верхней части лицевой панели блока БИЛ-

ЗК. На дисплее блока появится сообщение «Ввод пароля». Ввести пароль 167943, используя цифровую панель блока БИЛ-ЗК. Подтвердить ввод пароля нажатием кнопки <cJ».

Нажать кнопку «М» на верхней части лицевой панели блока БИЛ-ЗК. Перейти на сервисный экран, нажав кнопку «3» на цифровой панели блока БИЛ-ЗК.

  • 7.3.3 Проверить идентификационные признаки встроенного ПО, отображаемые на экране блока БИЛ-ЗК.

Идентификационные признаки должны соответствовать данным, приведённым в таблице 7.1.

Таблица 7.1

Наименование блока

Идентификационные признаки

Идентификационное наименование ПО

Номер версии (идентификационный номер) ПО

Блок БРЛ-К

ЦВИЯ.01697-01 12 04

2.0 и выше

Блок БИЛ-ЗК

ЦВИЯ.01689-01 12 05

5.0 и выше

Блок БИЛ-ЗК-01

ЦВИЯ.01689-01 12 06

6.0 и выше

Блок БИЛ-ЗК-02

ЦВИЯ.01689-01 12 07

7.0 и выше

Блок БИЛ-ЗК-04

ЦВИЯ.01689-01 12 09

9.0 и выше

  • 7.3.4 Канал измерительный скорости считается прошедшим поверку по

7.3, если идентификационные признаки встроенного ПО соответствуют приведённым в таблице 7.1.

  • 7.4 Определение абсолютной погрешности канала измерительного скорости в рабочем диапазоне

    • 7.4.1 Определение абсолютной погрешности

      • 7.4.1.1 Собрать рабочее место согласно рисунку 7.3. Выполнить 7.2.3 -

7.2.7.

  • 1 - Кабель ЦВИЯ.685611.042.03 (1 шт.)

  • 2 - Кабель ЦВИЯ.685612.901.69 (1 шт.)

  • 3 - Кабель ЦВИЯ.685613.324 (1 шт.)                          ‘

Рисунок 7.3 - Схема рабочего места для определения абсолютной погрешности канала измерительного скорости

  • 7.4.1.2 Подготовить к работе генератор сигналов G1 в режиме задания частоты последовательности импульсов:

  • - форма импульса - меандр;

  • - амплитуда импульса - (2.. .3) В.

7.4.1.3Используя зависимость между частотой следования импульсов F с генератора сигналов и линейной скоростью движения, подготовить таблицу Б.5 приложения Б, рассчитав 7расч по формуле:

г_ VN (1)

3,6 ■ я ■ D

где:

V - скорость движения локомотива, км/ч;

N - число зубьев датчика скорости;                                         1|

<

D - диаметр бандажа колеса, м;

3,6 - коэффициент пересчёта единиц скорости.

Учитывая, что поверка осуществляется при N =  42 и

D = 0,71 м, формула (1) упрощается в формулу:

F = 5,2331 • V                             (2)

  • 7.4.1.4 Провести измерение скорости для всех значений F из таблицы Б.5 приложения Б. Полученные результаты измерений У^ занести в таблицу Б.5 приложения Б.

  • 7.4.1.5 Определить абсолютную погрешность измерений скорости по формуле (3) для всех значений Уизм:

ду = +(у -у 1                      (3)

где:

VU3M- измеренное значение скорости (фактическая скорость на блоке БИЛ-ЗК), км/ч;

Vpac4 ~ расчетное значение скорости (соответствующее значению частоты сигнала, подаваемому с генератора G1), км/ч.

  • 7.4.1.6 Из полученных значений выбрать максимальное по формуле (4):

ДУ = max | ДУ^ |                            (4)

для диапазонов скоростей:

  • - от 0 до 80 км/ч;

  • - от 81 до 120 км/ч.

Результаты поверки считаются положительными, если абсолютная погрешность измерения скорости j Уне превышает:

  • - 1,0 км/ч в диапазоне скоростей от 0 до 80 км/ч;

  • - 2,0 км/ч в диапазоне скоростей от 81 до 120 км/ч,

При этом за диапазон измерений скорости системы СКРПД принимается диапазон от 0 до 120 км/ч.

  • 7.4.2 Обработка результатов измерений

    • 7.4.2.1  Рассчитать значение абсолютной погрешности измерения скорости согласно 7.4.1.5.

Полученное значение занести в графу «Абсолютная погрешность км/ч» таблицы Б.5 приложения Б.

  • 7.4.2.2 Наибольшие значения результатов расчёта дУ для каждого диапазона скоростей занести в графу «Наибольшая абсолютная погрешность дУтах, км/ч» таблицы Б.5 приложения Б.

8 Оформление результатов поверки
  • 8.1 Результаты поверки оформляются протоколом в соответствии с приложением Б с указанием исполнения и заводских номеров СКРПД, блоков БИЛ-ЗК и БРЛ-К.

При проведении поверки на предприятии-изготовителе СКРПД протокол поверки прикладывается к технологическому паспорту СКРПД, при проведении поверки эксплуатирующей организацией протокол поверки прикладывается к паспорту на СКРПД.

  • 8.2  Значения абсолютных погрешностей для диапазонов скоростей записываются в раздел «Свидетельство о приёмке» паспорта на систему СКРПД.

Данная запись подтверждается подписью поверителя и постановкой индивидуального клейма.

  • 8.3  При соответствии результатов измерений метрологическим характеристикам на канал измерительный скорости оформляется Свидетельство о поверке. Знак поверки наносится на лицевую панель блока БИЛ-ЗК.

  • 8.4 При получении отрицательных результатов при выполнении любой из операций поверка прекращается и канал измерительный скорости бракуется.

  • 8.5 Запрещается запуск в обращение продукции, прошедшей поверку с отрицательным результатом. На паспорте такой продукции должно быть погашено поверочное клеймо и выдано извещение о непригодности.

Приложение Л

(справочное)

Перечень принятых сокращений

БВД-У - блок ввода данных и диагностики унифицированный

БИЛ-ЗК - блок индикации локомотивный комбинированный

БРЛ-К - блок регистрации локомотивный комбинированный

ОТК - отдел технического контроля

ПО - программное обеспечение

СКРПД - система контроля и регистрации параметров движения

Приложение Б

(обязательное)

Протокол поверки канала измерительного скорости

Б. 1 Протокол поверки №  ______ от __________________

канала измерительного скорости

Б.2 Поверка проводилась на рабочем месте в соответствии с требованиями ЦВИЯ.466229.005 ИЗ.

Б.З Примененные средства поверки и вспомогательное оборудование указаны в таблицах Б. 1, Б.2.

Таблица Б.1

Наименование средства поверки

Тип прибора*

Заводской номер

Дата поверки

Источник питания постоянного тока

Генератор сигналов

Частотомер

Осциллограф

* Вносится при заполнении протокола

Таблица Б.2

Наименование и обозначение контрольного оборудования

Заводской номер

Дата проверки (аттестации)

ПК СКРПД ЦВИЯ.421413.178

Блок БВД-У 36991-600-00

Заглушка CAN ЦВИЯ.685611.027.01

Кабель БЭЛ-УП 36993-643-00

Кабель ЦХ4.856.079-02

Кабель ЦВИЯ.685612.901.69

Кабель ЦВИЯ.685611.042.03

Кабель ЦВИЯ.685611.039.75

Кабель ЦВИЯ.685613.324

Кабель ЦХ4.856.079-24

Б.4 При проведении поверки проводились работы, указанные в

таблице Б.З

Таблица Б.З

Наименование работ

Номер пункта методики по поверке ЦВИЯ.466229.005 ИЗ

Результат поверки (соответствует / не соответствует)

Внешний осмотр

7.1

Опробование

7.2

Подтверждение соответствия программного обеспечения

7.3

Определение абсолютной погрешности канала измерительного скорости в рабочем диапазоне

7.4

Б.5 Условия проведения поверки приведены в таблице Б.4.

Таблица Б.4

Параметры

Измеренные значения

Температура окружающей среды, °C

Относительная влажность воздуха, %

Атмосферное давление, кПа

Б.6 Результаты поверки канала измерительного скорости СКРПД приведены в таблице Б.5

Таблица Б.5

Система СКРПД- зав. №

Блок БИЛ-ЗК- зав. №

Блок БРЛ-К зав. №

Расчётное значение частоты Fпаст ГЦ

Расчётное значение скорости УРасч, КМ/Ч

Измеренное значение скорости V™, км/ч

Абсолютная погрешность дУ, км/ч

Допустимая абсолютная погрешность, дУ, км/ч

Наибольшая абсолютная погрешность дУтах,км1ч

26,2

5

±1

104,7

20

±1

209,3

40

±1

314,0

60

±1

418,7

80

±1

523,3

100

±2

628,0

120

±2

Б.7 Заключение

Канал измерительный скорости из состава систем контроля и регистрации параметров движения СКРПД подвижного состава железных дорог и метрополитена признан годным/негодным к эксплуатации (нужное подчеркнуть).

Поверитель

личная подпись

расшифровка подписи

год, месяц, число

21

Настройки внешнего вида
Цветовая схема

Ширина

Левая панель