Методика поверки «Каналы измерительные скорости из состава систем контроля и регистрации параметров движения СКРПД подвижного состава железных дорог и метрополитена.» (МП ЦВИЯ.466229.005 ИЗ)
А.Д. Бородастое
2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ФГУП «ВНИИМ
Каналы измерительные скорости из состава систем контроля и регистрации параметров движения СКРПД подвижного состава железных дорог и метрополитена.
Методика поверки
ЦВИЯ.466229.005 ИЗ
4/.h
Руководитель НИО 253
ФГУП «ВНИИМ
Ижевск 2016 г.
Содержание
7.3 Подтверждение соответствия программного обеспечения
7.4 Определение абсолютной погрешности
канала измерительного скорости в рабочем диапазоне
Приложение А Перечень принятых сокращений
Приложение Б Протокол поверки канала измерительного
Настоящая методика поверки ЦВИЯ.466229.005 ИЗ устанавливает методы и средства поверки канала измерительного скорости из состава систем контроля и регистрации параметров движения СКРПД подвижного состава железных дорог и метрополитена (далее по тексту канал измерительный скорости).
Канал измерительный скорости состоит из:
блока регистрации локомотивного комбинированного БРЛ-К ЦВИЯ.467239.020;
- блока индикации локомотивного комбинированного БИЛ-ЗК ЦВИЯ.467848.005 (БИЛ-ЗК-01 ЦВИЯ.467848.005-01, БИЛ-ЗК-02 ЦВИЯ.467848.005-02, БИЛ-ЗК-04 ЦВИЯ.467848.005-04), далее по тексту БИЛ-ЗК.
Настоящая методика распространяется на все исполнения систем контроля и регистрации параметров движения СКРПД (далее по тексту СКРПД).
Методика применяется при первичной (в процессе изготовления при приёмо-сдаточных испытаниях) и периодической поверке (в эксплуатации).
Интервал между поверками - один год.
Перечень принятых сокращений приведён в приложении А.
1 Операции поверки-
1.1 При проведении поверки должны быть выполнены операции
согласно таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Перечень операций поверки
Наименование операции |
Номер пункта |
Проведение операции при | |
первичной поверке |
периодической поверке | ||
Внешний осмотр |
7.1 |
+ |
+ |
Опробование |
7.2 |
+ |
+ |
Подтверждение соответствия программного обеспечения |
7.3 |
+ |
+ |
Определение абсолютной погрешности измерений скорости в рабочем диапазоне |
7.4 |
+ |
+ |
-
2.1 При проведении поверки должны быть применены средства поверки и вспомогательное оборудование, указанные в таблицах 2.1, 2.2.
Таблица 2.1 - Перечень средств поверки
Номер пункта настоящей методики |
Наименование и тип основного или вспомогательного средства поверки, номер документа, регламентирующего технические требования к средству, метрологические и основные технические характеристики |
Примечание |
5 |
Гигрометр психрометрический ВИТ-2, диапазон относительной влажности от 20 до 90 %, пределы допускаемой абсолютной погрешности ±6 %, диапазон температуры от 15 до 40 °C, пределы допускаемой абсолютной погрешности ±0,2 °C |
— |
Барометр-анероид метрологический БАММ-1, диапазон измерений от 80 до 106 кПа, пределы основной допускаемой абсолютной погрешности ±0,2 кПа |
— | |
7.2 - 7.4 |
Источник питания SPS-606 GW Instek, выходное напряжение до 60 В, выходной ток до 6 А, пределы допускаемой погрешности ± (0,5 %+ 2 ед. мл.разр.) |
GB1 |
Генератор сигналов низкочастотный; диапазон частот от 1 Гц до 300 кГц, относительная основная погрешность 1% или нестабильность частоты ±0,5% |
G1 | |
Частотомер 43-85/3; диапазон измеряемых частот от 0,001 Гц до 500 МГц, пределы допускаемой погрешности ±5 • 10'7 |
PF1 | |
Осциллограф цифровой запоминающий GDS-2102 GW Instek, полоса пропускания от 0 до 200 МГц, канал вертикального отклонения: коэф, отклонения 2 мВ/дел - 5 В/дел, погрешность ± 3 %; канал горизонтального отклонения: коэф. развертки 1 нс/дел - 10 с/дел, погрешность ± 0,01 % |
PS1 |
Таблица 2.2
Наименование |
Обозначение |
Кол., шт. |
Примечание |
1 ПК СКРПД |
ЦВИЯ.421413.178 |
1 |
— |
2 Блок БВД-У |
36991-600-00 |
1 |
— |
3 Заглушка CAN |
ЦВИЯ.685611.027.01 |
1 |
— |
4 Кабель БЭЛ-УП |
36993-643-00 |
1 |
Из состава БВД-У |
5 Кабель |
ЦХ4.856.079-02 |
2 |
Т ехнологический |
6 Кабель |
ЦВ ИЯ.685612.901.69 |
1 |
Т ехнологический |
7 Кабель |
ЦВИЯ.685611.039.75 |
1 |
Технологический |
8 Кабель |
ЦВИЯ.685613.324 |
1 |
Т ехнологический |
9 Кабель |
ЦХ4.856.079-24 |
7 |
Заземление |
10 Кабель |
ЦВИЯ.685611.042.03 |
, 1 |
Т ехнологический |
-
2.2 При проведении поверки допускается применять другие вновь разработанные или находящиеся в применении средства поверки, прошедшие поверку в органах государственной метрологической службы и юридических лиц, аккредитованных на право проведения поверки, обеспечивающие требуемую точность измерений.
-
2.3 Все средства измерений должны быть исправны, иметь свидетельство о поверке или оттиск поверительного клейма на приборе или в эксплуатационной документации с не истекшим сроком действия.
Контрольное оборудование должно иметь эксплуатационную, конструкторскую документацию и проходить периодическую проверку, если присутствуют требования к ее проведению в технической документации на контрольное оборудование.
3 Требования к квалификации поверителей-
3.1 Поверка должна осуществляться лицами, прошедшими аттестацию.
-
4.1 При поверке должны быть соблюдены меры безопасности, изложенные в технической документации на систему СКРПД и на средства поверки.
-
4.2 Блоки, входящие в состав канала измерительного скорости, и аппаратура рабочего места поверки должны быть заземлены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.030-81. Сопротивление заземления не должно превышать 0,1 Ом.
-
5.1 При проведении поверки должны быть соблюдены следующие условия:
- нормальные условия измерений по ГОСТ 8.395-80:
-
1) температура окружающей среды, °C (К)............20±5 (293±5);
-
2) относительная влажность воздуха, %...............................65±15;
-
3) атмосферное давление, кПа (мм рт. ст).............100±4 (750±30).
-
6.1 Блоки, входящие в состав канала измерительного скорости, необходимо выдержать в течение 4 часов в нормальных условиях, если перед поверкой они находились в климатических условиях, отличающихся от требований раздела 5.
-
6.2 Подготовить средства поверки в соответствии с их документацией. При проведении поверки работу с блоком БВД-У производить согласно руководству по эксплуатации.
-
6.3 Блоки БИЛ-ЗК, БРЛ-К, средства поверки, вспомогательное оборудование заземлить кабелями ЦХ4.856.079-24.
-
6.4 При проведении первичной поверки проверить в паспорте на СКРПД наличие отметок ОТК о положительных результатах приёмосдаточных испытаний.
-
7.1 Внешний осмотр
-
7.1.1 При проведении внешнего осмотра должно быть установлено:
-
-
- отсутствие видимых повреждений блоков из состава канала измерительного скорости;
-
- наличие чёткой маркировки блоков из состава канала измерительного скорости;
-
- наличие и целостность пломб в местах, предусмотренных изготовителем.
-
7.2 Опробование
-
7.2.1 При опробовании проверяют работоспособность канала измерительного скорости.
-
7.2.2 Собрать рабочее место в соответствии с рисунком 7.1.
-
7.2.3 Установить на источнике питания GB1 величину выходного напряжения (48,0 ± 0,2) В. Установить тумблер на источнике питания GB1 в положение ВКЛ.
-
7.2.4 Проконтролировать на блоке БРЛ-К свечение индикатора «ПИТ», индикаторы «СВЯЗЬ», «КР» должны быть погашены.
-
7.2.5 На дисплее блока БИЛ-ЗК должно появиться сообщение о вводе номера машиниста и сообщение «Для начала новой смены нажмите клавишу «М».
-
Канал измерительный скорости
1,2- Кабель ЦХ4.856.079-02 (2 шт.)
3 - Кабель БЭЛ-УП 36993-643-00 (1 шт.)
-
4- Кабель ЦВИЯ.685612.901.69 (1 шт.)
-
5- Кабель ЦВИЯ.685611.039.75 (1 шт.)
6 - Кабель ЦВИЯ.685613.324 (1 шт.)
Рисунок 7.1 - Схема рабочего места для проведения опробования канала измерительного скорости
-
7.2.6 Для подтверждения начала новой смены нажать кнопку «М» на лицевой панели блока БИЛ-ЗК, на дисплее появится сообщение «Активирована новая смена».
Ввести номер машиниста «5», используя клавиатуру на лицевой панели блока БИЛ-ЗК. Подтвердить ввод номера машиниста нажатием кнопки «*7».
-
7.2.7 На дисплее блока БИЛ-ЗК должен отобразиться основной экран, примерный вид которого представлен на рисунке 7.2.
03:26:23
номер Мгниимис.та
21516
ТМ: 1,0 ы с/см2
О 10
25 января 2014 г,
50
40
30
60
70
Борювое напряженно
80
24 В
Н!
Ток
•12 А 0
1.0 кгс/см2
ю
Х1000 мин 1
О 1840 об/мин
20
10
Включеннная передача ГМП
Положение акселератора
4,0 %
Пробег за смену 42,4- км
135
Темпера! ура охлаждающей жидкости двигателя. С
ПО
•40 10
Температура масла в ГМП, <
-50 О V) 100 15? ztXi
Давление масла в двигателе, кгг.см-
2,7
90
100
110
ТЦ1: 1,0 кгс/см2
О 10
I -------
_г / ТЦ2: 1,0 кгс/см2
О 10
217O1 i
з л __
ТЦЗ: 1,0 кгс/см2
О 10
ТЦ4: 1,0 кгс/см2
О 10
Рисунок 7.2 - Основной экран
-
7.2.8 Задать на БВД-У в меню «Имитация ДС» диаметр бандажа 710 мм, количество зубьев 42.
-
7.2.9 Ввести с БВД-У скорость 120 км/ч. Проконтролировать отображение значения фактической скорости (120±2) км/ч на основном экране блока БИЛ-3 К.
-
7.2.10 Снизить с помощью БВД-У скорость до 0 км/ч с шагом 10 км/ч, контролируя соответствующее отображение значения фактической скорости на основном экране блока БИЛ-ЗК.
-
7.2.11 Выключить источник питания GB1.
-
7.3 Подтверждение соответствия программного обеспечения
7.3.1Выполнить 7.2.2 - 7.2.7.
7.3.2Нажать кнопку «П» на верхней части лицевой панели блока БИЛ-
ЗК. На дисплее блока появится сообщение «Ввод пароля». Ввести пароль 167943, используя цифровую панель блока БИЛ-ЗК. Подтвердить ввод пароля нажатием кнопки <cJ».
Нажать кнопку «М» на верхней части лицевой панели блока БИЛ-ЗК. Перейти на сервисный экран, нажав кнопку «3» на цифровой панели блока БИЛ-ЗК.
-
7.3.3 Проверить идентификационные признаки встроенного ПО, отображаемые на экране блока БИЛ-ЗК.
Идентификационные признаки должны соответствовать данным, приведённым в таблице 7.1.
Таблица 7.1
Наименование блока |
Идентификационные признаки | |
Идентификационное наименование ПО |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | |
Блок БРЛ-К |
ЦВИЯ.01697-01 12 04 |
2.0 и выше |
Блок БИЛ-ЗК |
ЦВИЯ.01689-01 12 05 |
5.0 и выше |
Блок БИЛ-ЗК-01 |
ЦВИЯ.01689-01 12 06 |
6.0 и выше |
Блок БИЛ-ЗК-02 |
ЦВИЯ.01689-01 12 07 |
7.0 и выше |
Блок БИЛ-ЗК-04 |
ЦВИЯ.01689-01 12 09 |
9.0 и выше |
-
7.3.4 Канал измерительный скорости считается прошедшим поверку по
7.3, если идентификационные признаки встроенного ПО соответствуют приведённым в таблице 7.1.
-
7.4 Определение абсолютной погрешности канала измерительного скорости в рабочем диапазоне
-
7.4.1 Определение абсолютной погрешности
-
7.4.1.1 Собрать рабочее место согласно рисунку 7.3. Выполнить 7.2.3 -
-
-
7.2.7.
-
1 - Кабель ЦВИЯ.685611.042.03 (1 шт.)
-
2 - Кабель ЦВИЯ.685612.901.69 (1 шт.)
-
3 - Кабель ЦВИЯ.685613.324 (1 шт.) ‘
Рисунок 7.3 - Схема рабочего места для определения абсолютной погрешности канала измерительного скорости
-
7.4.1.2 Подготовить к работе генератор сигналов G1 в режиме задания частоты последовательности импульсов:
-
- форма импульса - меандр;
-
- амплитуда импульса - (2.. .3) В.
7.4.1.3Используя зависимость между частотой следования импульсов F с генератора сигналов и линейной скоростью движения, подготовить таблицу Б.5 приложения Б, рассчитав 7расч по формуле:
г_ VN (1)
3,6 ■ я ■ D
где:
V - скорость движения локомотива, км/ч;
N - число зубьев датчика скорости; 1|
<
D - диаметр бандажа колеса, м;
3,6 - коэффициент пересчёта единиц скорости.
Учитывая, что поверка осуществляется при N = 42 и
D = 0,71 м, формула (1) упрощается в формулу:
F = 5,2331 • V (2)
-
7.4.1.4 Провести измерение скорости для всех значений F из таблицы Б.5 приложения Б. Полученные результаты измерений У^ занести в таблицу Б.5 приложения Б.
-
7.4.1.5 Определить абсолютную погрешность измерений скорости по формуле (3) для всех значений Уизм:
ду = +(у -у 1 (3)
где:
VU3M- измеренное значение скорости (фактическая скорость на блоке БИЛ-ЗК), км/ч;
Vpac4 ~ расчетное значение скорости (соответствующее значению частоты сигнала, подаваемому с генератора G1), км/ч.
-
7.4.1.6 Из полученных значений выбрать максимальное по формуле (4):
ДУ = max | ДУ^ | (4)
для диапазонов скоростей:
-
- от 0 до 80 км/ч;
-
- от 81 до 120 км/ч.
Результаты поверки считаются положительными, если абсолютная погрешность измерения скорости j Уне превышает:
-
- 1,0 км/ч в диапазоне скоростей от 0 до 80 км/ч;
-
- 2,0 км/ч в диапазоне скоростей от 81 до 120 км/ч,
При этом за диапазон измерений скорости системы СКРПД принимается диапазон от 0 до 120 км/ч.
-
7.4.2 Обработка результатов измерений
-
7.4.2.1 Рассчитать значение абсолютной погрешности измерения скорости согласно 7.4.1.5.
-
Полученное значение занести в графу «Абсолютная погрешность км/ч» таблицы Б.5 приложения Б.
-
7.4.2.2 Наибольшие значения результатов расчёта дУ для каждого диапазона скоростей занести в графу «Наибольшая абсолютная погрешность дУтах, км/ч» таблицы Б.5 приложения Б.
-
8.1 Результаты поверки оформляются протоколом в соответствии с приложением Б с указанием исполнения и заводских номеров СКРПД, блоков БИЛ-ЗК и БРЛ-К.
При проведении поверки на предприятии-изготовителе СКРПД протокол поверки прикладывается к технологическому паспорту СКРПД, при проведении поверки эксплуатирующей организацией протокол поверки прикладывается к паспорту на СКРПД.
-
8.2 Значения абсолютных погрешностей для диапазонов скоростей записываются в раздел «Свидетельство о приёмке» паспорта на систему СКРПД.
Данная запись подтверждается подписью поверителя и постановкой индивидуального клейма.
-
8.3 При соответствии результатов измерений метрологическим характеристикам на канал измерительный скорости оформляется Свидетельство о поверке. Знак поверки наносится на лицевую панель блока БИЛ-ЗК.
-
8.4 При получении отрицательных результатов при выполнении любой из операций поверка прекращается и канал измерительный скорости бракуется.
-
8.5 Запрещается запуск в обращение продукции, прошедшей поверку с отрицательным результатом. На паспорте такой продукции должно быть погашено поверочное клеймо и выдано извещение о непригодности.
(справочное)
Перечень принятых сокращений
БВД-У - блок ввода данных и диагностики унифицированный
БИЛ-ЗК - блок индикации локомотивный комбинированный
БРЛ-К - блок регистрации локомотивный комбинированный
ОТК - отдел технического контроля
ПО - программное обеспечение
СКРПД - система контроля и регистрации параметров движения
Приложение Б(обязательное)
Протокол поверки канала измерительного скорости
Б. 1 Протокол поверки № ______ от __________________
канала измерительного скорости
Б.2 Поверка проводилась на рабочем месте в соответствии с требованиями ЦВИЯ.466229.005 ИЗ.
Б.З Примененные средства поверки и вспомогательное оборудование указаны в таблицах Б. 1, Б.2.
Таблица Б.1
Наименование средства поверки |
Тип прибора* |
Заводской номер |
Дата поверки |
Источник питания постоянного тока | |||
Генератор сигналов | |||
Частотомер | |||
Осциллограф | |||
* Вносится при заполнении протокола |
Таблица Б.2
Наименование и обозначение контрольного оборудования |
Заводской номер |
Дата проверки (аттестации) |
ПК СКРПД ЦВИЯ.421413.178 | ||
Блок БВД-У 36991-600-00 | ||
Заглушка CAN ЦВИЯ.685611.027.01 | ||
Кабель БЭЛ-УП 36993-643-00 | ||
Кабель ЦХ4.856.079-02 | ||
Кабель ЦВИЯ.685612.901.69 | ||
Кабель ЦВИЯ.685611.042.03 | ||
Кабель ЦВИЯ.685611.039.75 | ||
Кабель ЦВИЯ.685613.324 | ||
Кабель ЦХ4.856.079-24 |
Б.4 При проведении поверки проводились работы, указанные в
таблице Б.З
Таблица Б.З
Наименование работ |
Номер пункта методики по поверке ЦВИЯ.466229.005 ИЗ |
Результат поверки (соответствует / не соответствует) |
Внешний осмотр |
7.1 | |
Опробование |
7.2 | |
Подтверждение соответствия программного обеспечения |
7.3 | |
Определение абсолютной погрешности канала измерительного скорости в рабочем диапазоне |
7.4 |
Б.5 Условия проведения поверки приведены в таблице Б.4.
Таблица Б.4
Параметры |
Измеренные значения |
Температура окружающей среды, °C | |
Относительная влажность воздуха, % | |
Атмосферное давление, кПа |
Б.6 Результаты поверки канала измерительного скорости СКРПД приведены в таблице Б.5
Таблица Б.5 |
Система СКРПД- зав. № Блок БИЛ-ЗК- зав. № Блок БРЛ-К зав. № |
Расчётное значение частоты Fпаст ГЦ |
Расчётное значение скорости УРасч, КМ/Ч |
Измеренное значение скорости V™, км/ч |
Абсолютная погрешность дУ, км/ч |
Допустимая абсолютная погрешность, дУ, км/ч |
Наибольшая абсолютная погрешность дУтах,км1ч |
26,2 |
5 |
±1 | |||
104,7 |
20 |
±1 | |||
209,3 |
40 |
±1 | |||
314,0 |
60 |
±1 | |||
418,7 |
80 |
±1 | |||
523,3 |
100 |
±2 | |||
628,0 |
120 |
±2 |
Б.7 Заключение
Канал измерительный скорости из состава систем контроля и регистрации параметров движения СКРПД подвижного состава железных дорог и метрополитена признан годным/негодным к эксплуатации (нужное подчеркнуть).
Поверитель
личная подпись
расшифровка подписи
год, месяц, число
21