Методика поверки «Автомобильные электронные тахографы "Kienzle 1318", изготовленные ООО "VDO Автомобильные компоненты"» (МП РТ 484-98)
елеева» РОВ 98г.
* 1*1.1)67
УТВЕРЖДАЮ
ЗАМ. ДИРЕКТОРА ГП«ВНИ
УТВЕРЖДАЮ О^О ДИРЕКТОРА ЕСТ-МОСКВА» Э.И.ЛАПТИЕВ 1998г.
Автомобильные электронные тахографы «Kienzle 1318», изготовленные ООО «VDO Автомобильные компоненты».
Методика поверки МП РТ 484-98
Ведущий научный
Начальник лаборатории
Начальник сектора
В.К.Перекрест
Г.Н.Карасев
.М.МенчикоЕ
МОСКВА 1998.
Настоящая методика распространяется на автомобильные электронные тахографы «Kienzlel318», /далее тахографы/, являющиеся средством измерения с индикацией и регистрацией на диаграмме: скорости-движения и 7 пройденного пути автотранспортного средства, времени работы и отдыха водителей, и устанавливает методы и средства их первичной и периодических поверок. Межповерочный интервал - 1 год.
Настоящая методка предусматривает три варианта поверки тахографов:
1/ с использованием делителя частоты в качестве генератора импульсов /вариант поверки тахографов без датчика/;
2/ с использованием установки для поверки спидометров КИ-12652 /вариант.поверки тахографов с датчиком/;-
3/ с использованием специально разработанного для поверки тахографов тест-компьютера STC 1601.25 фирмы «VDO Kienzle GmbH», Германия /универсальный вариант поверки тахографов как с датчиком, так и без датчика/.
Все три варианта дают возможность проводить поверку как со снятием, так и без снятия тахографа с автотранспортного средства.
Конкретный вариант поверки определяет аккредитованная метрологическая служба, проводящая поверку тахографов.
-
1. Операции и средства поверки.
1.1. При проведении поверки должны быть выполнены операции и применены эталонные и вспомогательные средства, указанные в таблице 1. Таблица 1.
№ п/ п |
Наименование операции. |
№ пункта методики |
Средства поверки и их технические характеристики. |
1 |
Внешний осмотр, маркировка, упаковка. |
5.1 | |
2 |
Опробование. |
5.2 £ |
Вариант 1. Целитель частоты Ф5093. Источник питания постоянного тока 12В и 24В, ЗА. |
Вариант 2. Установка для по-веркиспидометров КИ-12652УУ ТУ10.Т 6.000 | |||
компьютер STC 1601.25 фирмы ния,/далее-5ТС/. . | |||
3 |
Определение основных абсолютных погрешностей измерения и записи скорости. |
5.3 |
Средства поверки по пункту 2. Микроскоп измерительный ИМЦ. |
4 |
Определение основных относительных погрешностей измерения и записи пути. |
5.4 |
Средства поверки по пункту 3. Секундомер СОПпр-2А-3 по ГОСТ5072-72. |
5 |
Определение основных абсолютных погрешностей измерения и записи интервалов времени. |
5.5 |
Средства поверки по пункту 4. |
Примечание: допускается использование других эталонных СИ, не уступающих по точности, указанным в таблице 1.
-
2. Требования безопасности.
-
2.1. При проведении поверки должны выполняться требования, обеспечивающие безопасность труда, производственную санитарию и охрану окружающей среды в соответствии с нормами, принятыми на предприятии, а также указаниями инструкции по эксплуатации тахографа.
-
-
3. Условия поверки.
-
3.1. При проведении поверки необходимо соблюдать следующие условия:
-
-
- температура окружающей среды, °C....................-....•..20±10
-
- относительная влажность, %..................................................65±15
-
- атмосферное давление, кПа............ 84-106
-
- напряжение питания, В............................... 9’... 16 или 18...32 •
Поверяемые метрологические характеристики тахографа приведены в таблице 2.
Таблица 2.
№ п/ , п |
Наименование характеристики |
Размерность. |
Значение по НД |
1 |
Предел основных абсолютных допускаемых погрешностей измерения и записи скорости. |
км/ч |
±3 |
2 |
Предел основных относительных допускаемых погрешностей измерения и записи пути. |
% |
± 1 |
■3 |
Предел основных абсолютных допускаемых погрешностей измерения и записи интервалов времени. |
мин. за сутки |
±2 |
4. Подготовка к поверке.
-
4.1. Установить на тахографе значение числа «к» равное 8000, поставив
настроечные переключатели в положение “ -23-----9- “.
-
4.2. Собрать схему:
Вариант 1.
+
24В(12В)
Вариант 2.
~ 220 В
КИ12652 |
+24В(12В) В/З |
Тахограф | |
1 В/4 | |||
Датчик |
Вариант 3(a) - от генератора импульсов.
~ 220 В
А |
в | |||
STC |
А |
Тахограф | ||
Вариант 3(b)- от датчика с использованием механического привода STC.
~ 220 В
+;- |
А | |||
STC |
Датчик 3------ |
В |
Тахограф |
-
4.3. Заземлить оборудование, включить питание и прогреть тахограф и оборудование в течение 15 минут.
-
4.4. При поверке тахографа без снятия с автомобиля допускается использование удлинителя для подключения тахографа через разъем датчика или самого датчика к поверочному оборудованию.
-
4.5. Проанализировать, находящиеся на тахографе рабочие диаграммные диски с целью выявления дефектов работы тахографа.
4.6; Установить на тахограф свободные для записи диаграммные диски. . .
-
5. Порядок проведения поверки.
-
5.1.Внешний осмотр.
-
5.1.1'. При внешнем осмотре должно быть установлено:
-наличие маркировки/наименование или товарный знак фирмы изготовителя, тип и заводской номер тахографа/;
-наличие четких надписей и отметок на органах управления;
-отсутствие механических повреждений и дефектов, влияющих на работоспособность тахографа;
-
- комплектность тахографа должна соответствовать НД.
-
5.2. Опробование.
Вариант 1.
ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ДЕЛИТЕЛЯ ЧАСТОТЫ Ф5093.
-
5.2.1. На делителе частоты Ф5093 (“Вход А”):
-
- установить переключатели полярности импульсов в положение “л”;
-
- установить переключатель масштаба в положение “1/1”;
-
- установить переключатель “Род работы ” в положение ”t/N”;
-
- установить переключатель “Входные сигналы” в положение “10б Hz”;
-
- установить на переключателе “Коэффициент деления Na” одно из значений по таблице 1, например, 3750 - соответствующее скорости 60 км/ч;
-
5.2.2. Подать питание 24В (12В) на тахограф.
При этом: стрелка отклонится до конца шкалы и вернется на отметку шкалы заданной скорости (60 км/ч); на короткое время загорятся оба светодиода.
-
5.2.3. Проверить установку переключателя и запись группы временных показателей, устанавливая последовательно на несколько минут переключатели в различные положения. Переключатели должны фиксироваться в заданных положениях, а запись на диаграмме соответствовать заданному режиму.
-
5.2.4. Проверить сигнализацию отсутствия диаграммных дисков поочередно вынимая их из тахографа. При отсутствии диаграммного диска должен загораться левый светодиод.
-
5.2.5. В рабочем режиме тахографа снять напряжение питания тахографа, при этом стрелка не должна уйти на “0”, а остаться в зоне рабочей шкалы.
-
5.2.6. Включить питание и отключить датчик, при этом стрелка должна совершать колебания в диапазоне 0...35 км/ч.
-
5.2.7. Правый сигнальный светодиод должен загораться при превышении уставки ограничения максимальной скорости.
-
5.2.8. После указанных проверок провести визуальный анализ диаграммных дисков на соответствие записей проведенным операциям.
Расчетное значение частоты импульсов подаваемых на тахограф и соответствующее контролируемым значениям скорости при проведении поверки приведено в таблице 1.
Таблица 1.
Скорость, км/ч |
Частота импульсов, Гц |
Коэф, деления Na |
-г? i.j 1! ‘ | ||
-■::ai-=K^10229;W^’fe' =3 | ||
-- - - 28 - ~ - |
-г 62,22 -у--- |
■ ■■■ 8036 - - - |
40 |
88,89 |
5625 |
37 |
82,22 |
6081 |
43 |
95,55 |
5233 |
133,33 |
'м т-т 3750 | |
■ - - 57 |
126,66 ’ ’ |
. 3947 |
139,99 |
ЖЖбтда572ШШф^ | |
80 |
177,78 |
2812 |
77 |
171,11 |
2922 |
83 |
184,44 |
2711 |
100 W - |
222,22 |
2250 ■ |
97 |
215,55 |
. ’ 2320 ' |
ЮЗ |
228,88 |
2184 |
125 |
277,78 |
1800 |
122 |
271,10 |
1844 |
128 |
284,44 |
1758 |
Примечание: в таблице указаны номиналы: скоростей, соответствующих им частот и коэффициентов деления; а также предельно допустимые по метрологическим характеристикам отклонения от номинальных величин.
Вариант 2.
ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ УСТАНОВКИ ДЛЯ ПОВЕРКИ СПИДОМЕТРОВ КИ-12652.
5;2:.9?На установке для поверки спидометров:
ручки регулировки оборотов “Грубо” и “Точно” повернуть против часовой стрелки до упора;
-
- включить переключатель “1000/1”;
-
- включить переключатель режимов в положение “км/ч”;
-
- включить переключатель диапазона скорости “км/ч” в положение“?0 -160”;
-
- включить питание установки;
-
- включить кнопку “Привод”,
при этом: стрелка отклонится до конца шкалы и вернется на отметку, соответствующую значению скорости на табло установки; на короткое время загорятся оба светодиода;
-
- установить скорость на тахографе 60 км/ч.
-
5.2.10. Проверить установку переключателя и запись группы временных показателей, устанавливая последовательно на несколько минут переключатели в различные положения. Переключатели должны фиксироваться в заданных положениях, а запись на диаграмме соответствовать заданному режиму.
-
5.2.11. Проверить сигнализацию отсутствия диаграммных дисков поочередно вынимая их из тахографа. При отсутствии диаграммного диска должен загораться левый светодиод.
-
5.2.12. В рабочем режиме тахографа снять напряжение питания тахографа, при этом стрелка не должна уйти на “0”, а остаться в рабочей зоне шкалы.
-
5.2.13. Включить питание и отключить датчик, при этом стрелка должна совершать колебания в диапазоне 0...35 км/ч.
-
5.2.14. Правый сигнальный светодиод должен загораться при превышении уставки ограничения максимальной скорости.
-
5.2.15. После указанных проверок провести визуальный анализ диаграммных дисков на соответствие записей проведенным операциям.
Варианты 3(a) и 3(в).
ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕСТЕРА STC.
-
5.2.16. Для проверки установки константы “К”:
-
- соединить кабелем из комплекта STC контрольное гнездо тахографа и гнездо “Imp/km” STC;
-
- установить переключатель режимов на STC в положение “КхЮ”;
-
- установить переключатель напряжения в положение” 24В” (” 12В”);
-
- подать питание на STC;
-
- на табло высветится значение “К”, поделенное на 10.
-
5.2.17. Собрать схему по варианту 3(a) или 3(6).
На STC:
-
- установить переключатель режимов в положение “STC”;
-
- установить переключатель напряжения в положение ”24В” (” 12В”);
-
- подать питание на STC;
-установить с помощью ручки “0 -9999 Umdr” скорость на тахографе 60 км/ч,-
при этом: стрелка отклонится до конца шкалы и вернется на отметку шкалы заданной скорости (60 км/ч); на короткое время загорятся оба светодиода.
-
5.2.18. Проверить установку переключателя и запись группы временных показателей, устанавливая последовательно на 5...7 минут переключатели в различные положения. Переключатели должны фиксироваться в заданных, положениях, а запись на диаграмме соответствовать заданному режиму (эту операцию можно выполнить на одном из последующих этапов - при определении метрологических характеристик тахографа).
-
5.2.19. Проверить сигнализацию отсутствия диаграммных дисков поочередно вынимая их из тахографа. При отсутствии диаграммного диска должен загораться левый светодиод.
-
5.2.20. В рабочем режиме тахографа снять напряжение питания тахографа, при этом стрелка не должна уйти на “0”, а остаться в рабочей зоне шкалы.
-
5.2.21. Включить питание и отключить датчик, при этом стрелка должна совершать колебания в диапазоне 0...35 км/ч.
-
5.2.22. Правый сигнальный светодиод должен загораться при превышении уставки ограничения максимальной скорости.
-
5.2.23. После, указанных проверок , провести визуальный анализ диаграммных дисков на соответствие записей проведенным операциям.
-
5.3. Определение основных: абсолютных погрешностей измерения и записи скорости.
-
5.3.1. Контрольные операции провести на отметках шкалы скорости: 25; 40; 60; 80; 100; 125 км/ч.
-
Вариант 1.
-
5.3.2. Установить с помощью переключателя “Коэффициент деления Na” стрелку тахографа на отметку на шкале скорости 25км/ч*; и записать значение частоты, которое должно быть в расчетных пределах по таблице 1.
-
5.3.3. Повторить операции по п. 5.3.2. на остальных отметках шкалы по п. 5.3.1., сначала на прямом ходу, повышая скорость до максимальной, а затем -на обратном ходу, снижая скорость от максимальной до минимальной.
Варианты 2.3(a) и 3(в).
-
5.3.4. Установить с помощью ручки регулировки оборотов “Грубо” и “Точно” (вариант 2), или “0 -9999 Umdr” (варианты 3(a) и 3(в) стрелку тахографа на отметку на шкале скорости 25км/ч и записать значение скорости на табло образцовых приборов.
-
5.3.5. Повторить операции по п. 5.3.4. на остальных отметках шкалы по п. 5.3.1., сначала на прямом ходу, повышая скорость до максимальной, а затем -на обратном ходу, снижая скорость от максимальной до минимальной.
Обработка результатов измерений.
-
5.3.6. Определить (для варианта 1) действительное значение скорости в каждой точке по формуле:
Уд = 0,45 Сд [км/ч] , (1)
где: Гд - частота, установленная на делителе частоты, Гц
-
5.3.7. Определить среднее значение абсолютной погрешности измерения и записи скорости для каждой исследуемой точки по результатам двух наблюдений по формуле:
i=2
Лк = ± S I Vtj -Уд i| / 2 [км/ч], (2)
i=i
где:
Ут; - значение скорости: по шкале тахографа , по записи на диаграмме, км/ч
>
Уд; - действительное значение скорости по образцовому прибору , км/ч ;
i - номер наблюдения (1,2,).
Анализ записи на диаграмме режимов проводить с помощью измерительного микроскопа. ".
Абсолютные погрешности измерения и записи скорости в любой точке шкалы должны быть не более ± 3 км/ч.
-
5.4. Определение основных относительных погрешностей измерения и записи пути.
Вариант 1.
-
5.4.1. Установить на делителе частоты коэффициент деления Na=3750, что соответствует скорости 60 км/ч.
-
5.4.2. При переходе через “0” цифры десятых долей километра /правый разряд/ счетчика пути тахографа включить секундомер. По истечении 10 минут записать показание счетчика пути тахографа.
Вариант 2.
-
5.4.3. Установить на табло установки КИ-12652 скорость 60 км/ч.
-
5.4.4. Установить переключатель режимов в положение “с”.
-
5.4.5. Нажать кнопку “Пуск” при переходе через “0” цифры десятых долей километра /правый разряд/ счетчика пути тахографа.
-
5.4.6. По истечении 600 с записать показание счетчика пути тахографа.
Варианты 3(a) и 3(в).
-
5.4.7. Ручку переключателя режимов STC поставить в положение «STC».
-
5.4.8. Установить вручную скорость на тахографе 60 км/ч. При переходе через «0» цифры десятых долей километра /правый разряд/ счетчика пути тахографа перевести ручку переключателя режимов в положение «Off».
-
5.4.9. Нажать клавиши «Start» и «Umdr». Ручку переключателя режимов перевести в положение «STC».
-
5.4.4. По прохождении 10 км, по индикатору STC, перевести ручку переключения режимов в положение «Ой» и отключить питание.
Обработка результатов измерений.
-
5.4.5. Основные относительные погрешности измерения и записи пути определить по формуле:
5 =± { ( St - Sd) / Sd} х 100 %, где (3)
St - пройденный путь: по счетчику тахографа , по диаграмме тахографа, м;
Sd - действительный пройденный путь по показаниям образцовых приборов, м.
-
5.4.6. Анализ записи на диаграмме режимов проводить с помощью измерительного микроскопа.
-
5.4.7. Относительные погрешности измерения и записи пройденного пути должны быть не более ± 1 %.
-
5.5. Определение основных абсолютных погрешностей измерения и записи интервалов времени.
Вариант 1.
-
5.5.1. Подготовить схему с делителем частоты для имитации скорости 60 км/ч и отключить кнопку “ 10б”.
-
5.5.2. Одновременно включить секундомер и включить кнопку “10б”.
-
5.5.3. По истечении 1 часа остановить подачу импульсов на тахограф, выключив кнопку “10б”.
-
5.5.4. С помощью микроскопа определить продолжительность “поездки” по диаграмме. Она должна быть в пределах 3600±5 с.
Вариант 2.
-
5.5.5. Подготовить схему установки КИ-12652 для имитации скорости 60 км/ч и отключить кнопку “Привод включен”.
-
5.5.6. Одновременно включить секундомер и включить кнопку “Привод включен”.
-
5.5.7. По истечении 1 часа прекратить подачу импульсов на тахограф, выключив кнопку “Привод включен”.
-
5.5.4. С помощью микроскопа определить продолжительность “поездки” по диаграмме. Она должна быть в пределах 3600±5 с.
Варианты 3(a) иЗ(в).
-
5.5.5. Подключить к STC датчик хода часов и установить его на присоске к стеклу шкалы тахографа в районе шкалы с отметкой 60 км/ч.
-
5.5.6. Клавишей ф переместить курсор вниз, открыв вторую страницу.
-
5.5.7. Клавишей 4- выбрать функцию проверки часов, установив курсор на «CLOCK-TEST». Нажатием клавиши J ввести выбранную функцию.
-
5.5.8. Нажатием клавиши J начать измерение погрешности / при неправильном измерении появится сообщение об ошибке/. По окончании измерения на табло будет показана погрешность измерения времени в секундах за 24 часа, например: 2,3 SEK
-
5.5.9. Операции по пункту 5.5.8. повторить три раза. Ни одно из полученных значений не должно превышать ± 2 минуты.
-
6. Оформление результатов поверки тахографа.
-
6.1. Тахограф, прошедший поверку с положительными результатами, признается годным и допускается к применению. На него выдается свидетельство установленной формы или делается отметка в паспорте.
-
6.2. При отрицательных результатах поверки тахограф признается непригодным и к применению не допускается. Отрицательный результат поверки оформляется извещением о непригодности.
-