Методика поверки «Автомобильные электронные тахографы "Kienzle 1318", изготовленные ООО "VDO Автомобильные компоненты"» (МП РТ 484-98)

Методика поверки

Тип документа

Автомобильные электронные тахографы "Kienzle 1318", изготовленные ООО "VDO Автомобильные компоненты"

Наименование

МП РТ 484-98

Обозначение документа

ВНИИМ им. Д.И. Менделеева

Разработчик

904 Кб
1 файл

ЗАГРУЗИТЬ ДОКУМЕНТ

  

елеева» РОВ 98г.

* 1*1.1)67

УТВЕРЖДАЮ

ЗАМ. ДИРЕКТОРА ГП«ВНИ

УТВЕРЖДАЮ О^О ДИРЕКТОРА ЕСТ-МОСКВА» Э.И.ЛАПТИЕВ 1998г.

Автомобильные электронные тахографы «Kienzle 1318», изготовленные ООО «VDO Автомобильные компоненты».

Методика поверки МП РТ 484-98

Ведущий научный

Начальник лаборатории

Начальник сектора

В.К.Перекрест

Г.Н.Карасев

.М.МенчикоЕ

МОСКВА 1998.

Настоящая методика распространяется на автомобильные электронные тахографы «Kienzlel318», /далее тахографы/, являющиеся средством измерения с индикацией и регистрацией на диаграмме: скорости-движения и пройденного пути автотранспортного средства, времени работы и отдыха водителей, и устанавливает методы и средства их первичной и периодических поверок. Межповерочный интервал - 1 год.

Настоящая методка предусматривает три варианта поверки тахографов:

1/ с использованием делителя частоты в качестве генератора импульсов /вариант поверки тахографов без датчика/;

2/ с использованием установки для поверки спидометров КИ-12652 /вариант.поверки тахографов с датчиком/;-

3/ с использованием специально разработанного для поверки тахографов тест-компьютера STC 1601.25 фирмы «VDO Kienzle GmbH», Германия /универсальный вариант поверки тахографов как с датчиком, так и без датчика/.

Все три варианта дают возможность проводить поверку как со снятием, так и без снятия тахографа с автотранспортного средства.

Конкретный вариант поверки определяет аккредитованная метрологическая служба, проводящая поверку тахографов.

  • 1. Операции и средства поверки.

1.1. При проведении поверки должны быть выполнены операции и применены эталонные и вспомогательные средства, указанные в таблице 1. Таблица 1.

№ п/ п

Наименование операции.

№ пункта методики

Средства поверки и их технические характеристики.

1

Внешний осмотр, маркировка, упаковка.

5.1

2

Опробование.

5.2

£

Вариант 1. Целитель частоты Ф5093.

Источник питания постоянного тока 12В и 24В, ЗА.

Вариант 2. Установка для по-веркиспидометров КИ-12652УУ ТУ10.Т 6.000

компьютер STC 1601.25 фирмы

ния,/далее-5ТС/. .

3

Определение основных абсолютных погрешностей измерения и записи скорости.

5.3

Средства поверки по пункту 2.

Микроскоп измерительный ИМЦ.

4

Определение основных относительных погрешностей измерения и записи пути.

5.4

Средства поверки по пункту 3.

Секундомер СОПпр-2А-3 по ГОСТ5072-72.

5

Определение основных абсолютных погрешностей измерения и записи интервалов времени.

5.5

Средства поверки по пункту 4.

Примечание: допускается использование других эталонных СИ, не уступающих по точности, указанным в таблице 1.

  • 2. Требования безопасности.

    • 2.1. При проведении поверки должны выполняться требования, обеспечивающие безопасность труда, производственную санитарию и охрану окружающей среды в соответствии с нормами, принятыми на предприятии, а также указаниями инструкции по эксплуатации тахографа.

  • 3. Условия поверки.

    • 3.1. При проведении поверки необходимо соблюдать следующие условия:

  • - температура окружающей среды, °C....................-....•..20±10

  • - относительная влажность, %..................................................65±15

  • - атмосферное давление, кПа............ 84-106

  • - напряжение питания, В............................... 9’... 16 или 18...32 •

Поверяемые метрологические характеристики тахографа приведены в таблице 2.

Таблица 2.

№ п/ , п

Наименование характеристики

Размерность.

Значение по НД

1

Предел основных абсолютных допускаемых погрешностей измерения и записи скорости.

км/ч

±3

2

Предел основных относительных допускаемых погрешностей измерения и записи пути.

%

± 1

■3

Предел основных абсолютных допускаемых погрешностей измерения и записи интервалов времени.

мин. за сутки

±2

4. Подготовка к поверке.

  • 4.1. Установить на тахографе значение числа «к» равное 8000, поставив

настроечные переключатели в положение “ -23-----9- “.

  • 4.2. Собрать схему:

Вариант 1.

+

24В(12В)

Вариант 2.

~ 220 В

КИ12652

+24В(12В) В/З

Тахограф

1       В/4

Датчик

Вариант 3(a) - от генератора импульсов.

~ 220 В

А

в

STC

А

Тахограф

Вариант 3(b)- от датчика с использованием механического привода STC.

~ 220 В

+;-

А

STC

Датчик

3------

В

Тахограф

  • 4.3. Заземлить оборудование, включить питание и прогреть тахограф и оборудование в течение 15 минут.

  • 4.4. При поверке тахографа без снятия с автомобиля допускается использование удлинителя для подключения тахографа через разъем датчика или самого датчика к поверочному оборудованию.

  • 4.5. Проанализировать, находящиеся на тахографе рабочие диаграммные диски с целью выявления дефектов работы тахографа.

4.6; Установить на тахограф свободные для записи диаграммные диски.                                                                     .      .

  • 5. Порядок проведения поверки.

    • 5.1.Внешний осмотр.

5.1.1'. При внешнем осмотре должно быть установлено:

-наличие маркировки/наименование или товарный знак фирмы изготовителя, тип и заводской номер тахографа/;

-наличие четких надписей и отметок на органах управления;

-отсутствие механических повреждений и дефектов, влияющих на работоспособность тахографа;

  • - комплектность тахографа должна соответствовать НД.

  • 5.2. Опробование.

Вариант 1.

ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ДЕЛИТЕЛЯ ЧАСТОТЫ Ф5093.

  • 5.2.1. На делителе частоты Ф5093 (“Вход А”):

  • - установить переключатели полярности импульсов в положение “л”;

  • - установить переключатель масштаба в положение “1/1”;

  • - установить переключатель “Род работы ” в положение ”t/N”;

  • - установить переключатель “Входные сигналы” в положение “10б Hz”;

  • - установить на переключателе “Коэффициент деления Na” одно из значений по таблице 1, например, 3750 - соответствующее скорости 60 км/ч;

  • 5.2.2. Подать питание 24В (12В) на тахограф.

При этом: стрелка отклонится до конца шкалы и вернется на отметку шкалы заданной скорости (60 км/ч); на короткое время загорятся оба светодиода.

  • 5.2.3. Проверить установку переключателя и запись группы временных показателей, устанавливая последовательно на несколько минут переключатели в различные положения. Переключатели должны фиксироваться в заданных положениях, а запись на диаграмме соответствовать заданному режиму.

  • 5.2.4. Проверить сигнализацию отсутствия диаграммных дисков поочередно вынимая их из тахографа. При отсутствии диаграммного диска должен загораться левый светодиод.

  • 5.2.5. В рабочем режиме тахографа снять напряжение питания тахографа, при этом стрелка не должна уйти на “0”, а остаться в зоне рабочей шкалы.

  • 5.2.6. Включить питание и отключить датчик, при этом стрелка должна совершать колебания в диапазоне 0...35 км/ч.

  • 5.2.7. Правый сигнальный светодиод должен загораться при превышении уставки ограничения максимальной скорости.

  • 5.2.8. После указанных проверок провести визуальный анализ диаграммных дисков на соответствие записей проведенным операциям.

Расчетное значение частоты импульсов подаваемых на тахограф и соответствующее контролируемым значениям скорости при проведении поверки приведено в таблице 1.

Таблица 1.

Скорость, км/ч

Частота импульсов, Гц

Коэф, деления Na

-г? i.j 1!                           ‘

-■::ai-=K^10229;W^’fe' =3

-- - - 28 - ~ -

-г 62,22 -у---

■ ■■■             8036       - - -

40

88,89

5625

37

82,22

6081

43

95,55

5233

133,33

'м т-т    3750

■ - -   57

126,66 ’ ’

.    3947

139,99

ЖЖбтда572ШШф^

80

177,78

2812

77

171,11

2922

83

184,44

2711

100 W -

222,22

2250    ■

97

215,55

. ’             2320               '

ЮЗ

228,88

2184

125

277,78

1800

122

271,10

1844

128

284,44

1758

Примечание: в таблице указаны номиналы: скоростей, соответствующих им частот и коэффициентов деления; а также предельно допустимые по метрологическим характеристикам отклонения от номинальных величин.

Вариант 2.

ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ УСТАНОВКИ ДЛЯ ПОВЕРКИ СПИДОМЕТРОВ КИ-12652.

5;2:.9?На установке для поверки спидометров:

ручки регулировки оборотов “Грубо” и “Точно” повернуть против часовой стрелки до упора;

  • - включить переключатель “1000/1”;

  • - включить переключатель режимов в положение “км/ч”;

  • - включить переключатель диапазона скорости “км/ч” в положение“?0 -160”;

  • - включить питание установки;

  • - включить кнопку “Привод”,

при этом: стрелка отклонится до конца шкалы и вернется на отметку, соответствующую значению скорости на табло установки; на короткое время загорятся оба светодиода;

  • - установить скорость на тахографе 60 км/ч.

  • 5.2.10. Проверить установку переключателя и запись группы временных показателей, устанавливая последовательно на несколько минут переключатели в различные положения. Переключатели должны фиксироваться в заданных положениях, а запись на диаграмме соответствовать заданному режиму.

  • 5.2.11. Проверить сигнализацию отсутствия диаграммных дисков поочередно вынимая их из тахографа. При отсутствии диаграммного диска должен загораться левый светодиод.

  • 5.2.12. В рабочем режиме тахографа снять напряжение питания тахографа, при этом стрелка не должна уйти на “0”, а остаться в рабочей зоне шкалы.

  • 5.2.13. Включить питание и отключить датчик, при этом стрелка должна совершать колебания в диапазоне 0...35 км/ч.

  • 5.2.14. Правый сигнальный светодиод должен загораться при превышении уставки ограничения максимальной скорости.

  • 5.2.15. После указанных проверок провести визуальный анализ диаграммных дисков на соответствие записей проведенным операциям.

Варианты 3(a) и 3(в).

ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕСТЕРА STC.

  • 5.2.16. Для проверки установки константы “К”:

  • - соединить кабелем из комплекта STC контрольное гнездо тахографа и гнездо “Imp/km” STC;

  • - установить переключатель режимов на STC в положение “КхЮ”;

  • - установить переключатель напряжения в положение” 24В” (” 12В”);

  • - подать питание на STC;

  • - на табло высветится значение “К”, поделенное на 10.

  • 5.2.17. Собрать схему по варианту 3(a) или 3(6).

На STC:

  • - установить переключатель режимов в положение “STC”;

  • - установить переключатель напряжения в положение ”24В” (” 12В”);

  • - подать питание на STC;

-установить с помощью ручки “0 -9999 Umdr” скорость на тахографе 60 км/ч,-

при этом: стрелка отклонится до конца шкалы и вернется на отметку шкалы заданной скорости (60 км/ч); на короткое время загорятся оба светодиода.

  • 5.2.18. Проверить установку переключателя и запись группы временных показателей, устанавливая последовательно на 5...7 минут переключатели в различные положения. Переключатели должны фиксироваться в заданных, положениях, а запись на диаграмме соответствовать заданному режиму (эту операцию можно выполнить на одном из последующих этапов - при определении метрологических характеристик тахографа).

  • 5.2.19. Проверить сигнализацию отсутствия диаграммных дисков поочередно вынимая их из тахографа. При отсутствии диаграммного диска должен загораться левый светодиод.

  • 5.2.20. В рабочем режиме тахографа снять напряжение питания тахографа, при этом стрелка не должна уйти на “0”, а остаться в рабочей зоне шкалы.

  • 5.2.21. Включить питание и отключить датчик, при этом стрелка должна совершать колебания в диапазоне 0...35 км/ч.

  • 5.2.22. Правый сигнальный светодиод должен загораться при превышении уставки ограничения максимальной скорости.

  • 5.2.23. После, указанных проверок , провести визуальный анализ диаграммных дисков на соответствие записей проведенным операциям.

  • 5.3. Определение основных: абсолютных погрешностей измерения и записи скорости.

    • 5.3.1. Контрольные операции провести на отметках шкалы скорости: 25; 40; 60; 80; 100; 125 км/ч.

Вариант 1.

  • 5.3.2. Установить с помощью переключателя “Коэффициент деления Na” стрелку тахографа на отметку на шкале скорости 25км/ч*; и записать значение частоты, которое должно быть в расчетных пределах по таблице 1.

  • 5.3.3. Повторить операции по п. 5.3.2. на остальных отметках шкалы по п. 5.3.1., сначала на прямом ходу, повышая скорость до максимальной, а затем -на обратном ходу, снижая скорость от максимальной до минимальной.

Варианты 2.3(a) и 3(в).

  • 5.3.4. Установить с помощью ручки регулировки оборотов “Грубо” и “Точно” (вариант 2), или “0 -9999 Umdr” (варианты 3(a) и 3(в) стрелку тахографа на отметку на шкале скорости 25км/ч и записать значение скорости на табло образцовых приборов.

  • 5.3.5. Повторить операции по п. 5.3.4. на остальных отметках шкалы по п. 5.3.1., сначала на прямом ходу, повышая скорость до максимальной, а затем -на обратном ходу, снижая скорость от максимальной до минимальной.

Обработка результатов измерений.

  • 5.3.6. Определить (для варианта 1) действительное значение скорости в каждой точке по формуле:

Уд = 0,45 Сд [км/ч] ,            (1)

где: Гд - частота, установленная на делителе частоты, Гц

  • 5.3.7. Определить среднее значение абсолютной погрешности измерения и записи скорости для каждой исследуемой точки по результатам двух наблюдений по формуле:

i=2

Лк = ± S I Vtj -Уд i| / 2 [км/ч],    (2)

i=i

где:

Ут; - значение скорости: по шкале тахографа , по записи на диаграмме, км/ч

>

Уд; - действительное значение скорости по образцовому прибору , км/ч ;

i - номер наблюдения (1,2,).

Анализ записи на диаграмме режимов проводить с помощью измерительного микроскопа. ".

Абсолютные погрешности измерения и записи скорости в любой точке шкалы должны быть не более ± 3 км/ч.

  • 5.4. Определение основных относительных погрешностей измерения и записи пути.

Вариант 1.

  • 5.4.1. Установить на делителе частоты коэффициент деления Na=3750, что соответствует скорости 60 км/ч.

  • 5.4.2. При переходе через “0” цифры десятых долей километра /правый разряд/ счетчика пути тахографа включить секундомер. По истечении 10 минут записать показание счетчика пути тахографа.

Вариант 2.

  • 5.4.3. Установить на табло установки КИ-12652 скорость 60 км/ч.

  • 5.4.4. Установить переключатель режимов в положение “с”.

  • 5.4.5. Нажать кнопку “Пуск” при переходе через “0” цифры десятых долей километра /правый разряд/ счетчика пути тахографа.

  • 5.4.6. По истечении 600 с записать показание счетчика пути тахографа.

Варианты 3(a) и 3(в).

  • 5.4.7. Ручку переключателя режимов STC поставить в положение «STC».

  • 5.4.8. Установить вручную скорость на тахографе 60 км/ч. При переходе через «0» цифры десятых долей километра /правый разряд/ счетчика пути тахографа перевести ручку переключателя режимов в положение «Off».

  • 5.4.9. Нажать клавиши «Start» и «Umdr». Ручку переключателя режимов перевести в положение «STC».

  • 5.4.4. По прохождении 10 км, по индикатору STC, перевести ручку переключения режимов в положение «Ой» и отключить питание.

Обработка результатов измерений.

  • 5.4.5. Основные относительные погрешности измерения и записи пути определить по формуле:

5 =± { ( St - Sd) / Sd} х 100 %, где              (3)

St - пройденный путь: по счетчику тахографа , по диаграмме тахографа, м;

Sd - действительный пройденный путь по показаниям образцовых приборов, м.

  • 5.4.6. Анализ записи на диаграмме режимов проводить с помощью измерительного микроскопа.

  • 5.4.7. Относительные погрешности измерения и записи пройденного пути должны быть не более ± 1 %.

  • 5.5. Определение основных абсолютных погрешностей измерения и записи интервалов времени.

Вариант 1.

  • 5.5.1. Подготовить схему с делителем частоты для имитации скорости 60 км/ч и отключить кнопку “ 10б”.

  • 5.5.2. Одновременно включить секундомер и включить кнопку “10б”.

  • 5.5.3. По истечении 1 часа остановить подачу импульсов на тахограф, выключив кнопку “10б”.

  • 5.5.4. С помощью микроскопа определить продолжительность “поездки” по диаграмме. Она должна быть в пределах 3600±5 с.

Вариант 2.

  • 5.5.5. Подготовить схему установки КИ-12652 для имитации скорости 60 км/ч и отключить кнопку “Привод включен”.

  • 5.5.6. Одновременно включить секундомер и включить кнопку “Привод включен”.

  • 5.5.7. По истечении 1 часа прекратить подачу импульсов на тахограф, выключив кнопку “Привод включен”.

  • 5.5.4. С помощью микроскопа определить продолжительность “поездки” по диаграмме. Она должна быть в пределах 3600±5 с.

Варианты 3(a) иЗ(в).

  • 5.5.5. Подключить к STC датчик хода часов и установить его на присоске к стеклу шкалы тахографа в районе шкалы с отметкой 60 км/ч.

  • 5.5.6. Клавишей ф переместить курсор вниз, открыв вторую страницу.

  • 5.5.7. Клавишей 4- выбрать функцию проверки часов, установив курсор на «CLOCK-TEST». Нажатием клавиши J ввести выбранную функцию.

  • 5.5.8. Нажатием клавиши J начать измерение погрешности / при неправильном измерении появится сообщение об ошибке/. По окончании измерения на табло будет показана погрешность измерения времени в секундах за 24 часа, например: 2,3 SEK

  • 5.5.9. Операции по пункту 5.5.8. повторить три раза. Ни одно из полученных значений не должно превышать ± 2 минуты.

  • 6. Оформление результатов поверки тахографа.

    • 6.1. Тахограф, прошедший поверку с положительными результатами, признается годным и допускается к применению. На него выдается свидетельство установленной формы или делается отметка в паспорте.

    • 6.2. При отрицательных результатах поверки тахограф признается непригодным и к применению не допускается. Отрицательный результат поверки оформляется извещением о непригодности.

Настройки внешнего вида
Цветовая схема

Ширина

Левая панель