Методика поверки «ГСИ. Датчики уровня топлива «Уровень М1»» (РТ-МП-2908-449-2015)
ФЕЛЕРА. 1Ы1ОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
♦ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ,
МЕТРОЛОГИИ И ИСПЫТАНИЙ В Г. МОСКВЕ»
(ФБУ «РОСТЕСТ- МОСКВА»)
УТВЕРЖДАЮ
2015 г.
л
г. Москва 2015Настоящая методика поверки распространяется на датчики уровня топлива «Уровень М1» (далее «датчики»), изготавливаемые ООО «НТЦ «Измеритель», г. Москва, по ТУ 4573-201-52375904-2015, и определяет порядок и методы проведения первичной и периодической поверок.
Интервал между поверками - два года.
1 ОПЕРАЦИИ ПОВЕРКИПри проведении первичной и периодической поверок должны быть выполнены операции, указанные в таблице 1.
Таблица 1 - Операции поверки
Наименование операции |
Номер пункта методики поверки |
Обязательность проведения при поверке | |
Первичной |
Периодической | ||
1. Внешний осмотр |
6.1 |
Да |
Да |
2. Опробование |
6.2 |
Да |
Да |
3. Определение погрешности измерений уровня |
6.3 |
Да |
Да |
4. Проверка идентификационных данных ПО |
6.4 |
Да |
Да |
При проведении поверки применяют средства измерений и вспомогательные устройства, приведенные в таблице 2.
Таблица 2 - Средства поверки | |
Номер пункта |
Наименование |
6 |
рулетка измерительная металлическая Р2УЗП по ГОСТ 7502, диапазон измерений от 0 до 3000 мм, ПГ ±1 мм |
6 |
частотомер электронно-счетный 43-88 д/ +(|£ |.^ тфл+гфс j у у |
6 |
вольтметр универсальный, ПГ при измерении силы постоянного тока± 0,1 % |
6 |
персональный компьютер с установленной ОС Windows ХР и выше, программой «Конфигуратор датчика уровня топлива УРОВЕНЬ Ml» |
Допускается применять аналогичные средства измерений, допущенные к применению, если их характеристики не хуже установленных настоящей методикой.
3 ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПОВЕРИТЕЛЕЙ-
3.1 Поверка проводится квалифицированным персоналом предприятий и организаций, аккредитованных в установленном порядке.
-
3.2 К проведению поверки допускаются лица, изучившие руководство по эксплуатации датчика уровня топлива, данную методику поверки и эксплуатационную документацию используемых средств поверки и вспомогательного оборудования.
-
4.1 К проведению поверки допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
-
4.2 Вся аппаратура, питающаяся от сети переменного тока, должна быть заземлена.
-
4.3 Все разъёмные соединения линий электропитания и линий связи должны быть исправны.
-
4.4 Соблюдать правила безопасности, при эксплуатации средств поверки, приведенными в эксплуатационной документации.
-
4.5 Поверитель должен соблюдать правила пожарной безопасности, действующие на предприятии.
-
5.1 Потребитель, предъявляющий датчик на поверку, представляет (по требованию организации, проводящей поверку) следующие документы:
-
- настоящую методику поверки;
-
- инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке датчика уровня топлива «Уровень М1», переходный кабель для подключения датчиков уровня топлива «Уровень Ml», программа «Конфигуратор датчика уровня топлива УРОВЕНЬ Ml».
-
5.2 Условия поверки:
-
- температура окружающего воздуха (20 ± 5) °C;
-
- относительная влажность от 45 % до 80 %;
-
- атмосферное давление от 84 до 107 кПа.
-
5.3 Средства поверки и поверяемый датчик должны быть выдержаны в помещении, где проводят поверку, не менее одного часа.
-
5.4 Подключить датчик к персональному компьютеру по схеме подключения датчика к ПК, приведенной в инструкции по монтажу, в зависимости от модели датчика.
-
5.5 Поверка должна проводиться на той жидкости, уровень которой будет измеряться датчиком в процессе эксплуатации, или на жидкости с близкими к ней диэлектрическими параметрами.
-
6.1 Внешний осмотр.
При внешнем осмотре датчика проверяют маркировку, комплектность, состояние коммуникационных и энергетических линий связи, отсутствие механических повреждений.
Не допускают к дальнейшей поверке датчик, если обнаружено неудовлетворительное крепление разъёмов, грубые механические повреждения наружных частей и прочие повреждения.
-
6.2 Опробование.
Запустить программу «Конфигуратор датчика уровня топлива УРОВЕНЬ М1». Подать напряжение питания на датчик.
-
6.2.1 При наличии частотного и токового выходов проверить их функциональность.
-
6.2.1.1 Проверка функциональности частотного выхода.
-
Перед началом измерения в окне программы «Конфигуратор датчика уровня топлива УРОВЕНЬ Ml» нужно включить режим частотного выхода.
Расчетное значение частоты на выходе датчика указано в таблице 3
Таблица 3 - Расчетное значение частоты на выходе датчика
Значение длины датчика, % |
Расчётное значение частоты на выходе, Гц | |
5 |
98,05 - |
- 99,05 |
50 |
985- |
-986 |
95 |
1871,95- |
- 1872,95 |
-
6.2.1.2 Проверка функциональности токового выхода.
Перед началом измерения в окне программы «Конфигуратор датчика уровня топлива УРОВЕНЬ Ml» нужно включить режим токовой петли.
Расчетное значение токового выхода датчика указано в таблице 4
Таблица 4 - Расчетное значение тока на выходе датчика
Значение длины датчика, % |
Расчётное значение тока на выходе, мА | |
5 |
4,792 - |
-4,808 |
50 |
11,992- |
-12,008 |
95 |
19,192- |
-19,208 |
Допускается совмещать опробование с процедурой определение погрешности датчика.
6.3 Определение погрешности измерений уровня.
-
6.3.1 Определение погрешности измерений уровня с использованием цифрового выхода:
-
- Произвести настройку датчика (установить верхний и нижний пределы измерений) в соответствии с руководством по эксплуатации.
-
- При помощи измерительной рулетки отложить отрезки £э на измерительном элементе (далее «ЧЭ») датчика равные 5 %, 25 %, 50 %, 75 % и 95 % от длины Ly, мм (рисунок 1).
-
- Подключить датчик к персональному компьютеру согласно руководству по эксплуатации.
-
- Запустить программу «Конфигуратор датчика уровня топлива УРОВЕНЬ М1», нажать кнопку «Обновить», выбрать нужный COM-порт, задать скорость обмена данных (по умолчанию установлено значение скорости обмена 19200 бит/с) и нажать кнопку «Установить соединение». Если датчик успешно найден, отображается примерное содержание (рисунок 2).
I Параметры | Тарировочная таблице | Журнал изменений >
ШТРИХ-М
Департамент систем автоматизации транспорта
Порт |СОМ1 Обновить
Скорость >19200
м
Адрес j
1~j Е ПОИСК
Установить соединение
Торговая марка: Плата:
Ядро CRC: Приложение CRC:
SHTRIH-M 2015
SME14048.51.00
FB8220D 9B42727D
Финальный тест
Тест платы:
20150909-1335-S1-000210-
Комментарии:
Текущая конфигурация получена
Смещение шкалы
Длина шкалы
Фильтр
Режим выдачи данных
Интервал выдачи
Точность
Объём
Режим токовой петли
Режим частотного выхода
Частота мин.
Частота макс.
(о
11024
|Слабая
|По запросу
IZZZZ3E
1Выкл. j*]
}Выкл. JwJ
2ooog
CNT = 654183
CNT1 = 552717 [ Пустой
CNT2 = 3637247 Г Полный
1023
L • 34
Т«20.7*
0
I Читать
I Применить
Обновление ПО
LJ Конфигуратор датчика уровни топливе "УРОВЕНЬ *И" v2.1 J
Рисунок 2 - окно программы «Конфигуратор датчика уровня топлива УРОВЕНЬ Ml»
Установить верхний и нижний пределы измерений уровня. При установке нижнего предела измерений датчик не должен быть погружен в измеряемую жидкость. Нажать кнопку «Пустой» (рисунок 3, поз.1):
Q Конфигуратордагвка уроеиягоплмва **УРОВЕ№ Mt" v2.U
I Параметры ] Тарировочная таблица 1 Журнал изменений -
ШТРИХ-М
Департамент систем автоматизации транспорта
Порт |СОМ1 |
Обновить j |
СКОРОСТЬ [19200 |
ZE |
Адрес | |
1р-* И Поиск |
Установить соединение
Смещение шкапы
Длина шкалы
Фильтр
Режим выдачи данных
Интервал выдачи
Торговая марка: Плата: Ядро CRC: Приложение CRC: |
SHTRIH-M 2015 SME14048.50.00 5D980655 Е0ЕВ175С |
Финальный тест: | |
Тестплаты: |
20150608-1231-S1-000302- |
Комментарии: |
Configurator v.2_2 20150818-19:22
Параметры записаны
Точность
Объём
Режим токовой петли
Режим частотного выхода
Частота мин.
Частота макс.
CNT = 554277
CNT1 = 559870^^^^^Тустой[
CNT2 = 818287 2 [~ Полный I
3999
L»O
Т» 23.8’
Читать
0 3 I Применить-
ОбновпениеПО
Рисунок 3 - окно программы «Конфигуратор датчика уровня топлива УРОВЕНЬ Ml»
При установке верхнего предела измерений погрузить датчик вертикально в измеряемую жидкость таким образом, чтобы датчик был погружен на всю длину ЧЭ. Выждать не менее 30 секунд и нажать кнопку «Полный» (рисунок 3, поз.2). Далее необходимо нажать кнопку «Применить» (рисунок 3, поз.З).
а) Погрузить датчик в топливо согласно уровням погружения L3 для пяти контрольных точек, выждать не менее 30 секунд и записать значения уровня жидкости £изм, отображаемые в окне программы «Конфигуратор датчика уровня топлива УРОВЕНЬ Ml».
б) Для перевода кода Nb значение уровня Лизм, мм использовать формулу:
LU3M - У *NU3M (1) 1 v max | |
где, Nm3X |
|
в) Рассчитать приведённую погрешность /, % по формуле:
= Zh3m~4 х100, (2)Ly
г) За приведённую погрешность принимают наибольшее полученное значение.
Результат поверки считается положительным, если значения основной приведённой погрешности У, не превышают ±1,0 %.
-
6.4 Проверка идентификационных данных ПО
Идентификационные данные ПО датчика отображается в левой части окна программы «Конфигуратор датчика уровня топлива УРОВЕНЬ Ml» в строке «Приложение CRC», версия ПО программы «Конфигуратор датчика уровня топлива УРОВЕНЬ М1» отображается в заголовке программы.
7 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ-
7.1 Результаты поверки датчика оформляют протоколом произвольной формы.
-
7.2 При положительных результатах поверки оформляют свидетельство о поверке или вносят запись в паспорт при этом запись должна быть удостоверена подписью поверителя и знаком поверки.
-
7.3 При отрицательных результатах поверки датчик к эксплуатации не допускают, свидетельство о поверке аннулируют и выдают извещение о непригодности с указанием причин.
Разработали:
Начазьник лаборатории 449 ФБУ «Ростест-Москва»
А.А. Сулин
И.В. Беликов