Методика поверки «Устройства для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD АС, Geoliner 670 RUS, Geo]iner 680 XD, Geoliner 790 FIXED НЕIGНТ» (МП AШvf 02-15)

Методика поверки

Тип документа

Устройства для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD АС, Geoliner 670 RUS, Geo]iner 680 XD, Geoliner 790 FIXED НЕIGНТ

Наименование

МП AШvf 02-15

Обозначение документа

ООО Автопрогресс-М

Разработчик

904 Кб
1 файл

ЗАГРУЗИТЬ ДОКУМЕНТ

  

УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ООО «Автопрогресс-М» ководатель ГЦИ СИ

«

2015 г.

. Никитин

Устройства для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT

Методика поверки

МП АПМ 02-15 г. Москва

2015 г.

Настоящая методика поверки распространяется на устройства для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofinann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT и устанавливает методику их первичной и периодической поверки.

Интервал между периодическими поверками - 1 год.

1. Операции поверки

При проведении поверки должны вьщолняться операции, указанные в таблице 1.

   Таблица 1

Наименование этапа поверки

№ пункта документа по поверке

1

Внещний осмотр, проверка маркировки и комплектности

7.1

2

Опробование

7.2

3

Определение метрологических характеристик

7.3

3.1

Определение диапазона измерений и абсолютной погрешности измерений углов развала колес

7.3.1

3.2

Определение диапазона измерений и абсолютной погрешности измерений углов суммарного схождения колес

7.3.2

3.3

Определение диапазона измерений и абсолютной погрешности измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес

7.3.3

3.4

Определение диапазона измерений и абсолютной погрешности измерений углов поперечного наклона оси поворота управляемых колес

7.3.4

2. Средства поверки

При проведении поверки должны применяться эталоны и вспомогательные средства, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

№ пункта документа по поверке

Наименование эталонов, вспомогательных средств поверки и их основные метрологические и технические характеристики

7.3.1

Квадрант оптический типа КО-ЗОМ, ± 180°; ПГ ±30", ТУЗ.-3.1387-76 Стол поворотный типа СТ-9, ± 360°; ПГ ± 40", ГОСТ 16935-93

7.3.2

Стол поворотный типа СТ-9, ± 360°; ПГ ±40", ГОСТ 16935-93

7.3.3

Квадрант оптический типа КО-ЗОМ, ± 180°; ПГ ±30", ТУЗ.-3.1387-76 Стол поворотный типа СТ-9, ± 360°; ПГ ± 40", ГОСТ 16935-93

7.3.4

Квадрант оптический типа КО-ЗОМ, ± 180°; ПГ ±30", ТУЗ.-3.1387-76 Стол поворотный типа СТ-9, ± 360°; ПГ ± 40", ГОСТ 16935-93

Допускается применять другие средства поверки, обеспечивающие определение метрологических характеристик с точностью, удовлетворяющей требованиям настоящей методике поверки.

3. Требования к квалификации поверителей

К проведению поверки допускаются лица, изучивщие эксплуатационные документы на устройства для измерений углов установки колес автомобилей, имеющие достаточные знания и опыт работы с ними.

4. Требования безопасности
  • 4.1 Перед проведением поверки следует изучить техническое описание и инструкцию по эксплуатации на поверяемое устройство и приборы, применяемые при поверке.

  • 4.2 К поверке допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности при работе на электроустановках.

  • 4.3 Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие работы:

все детали устройства и средств поверки должны быть очищены от пыли и грязи; поверяемое устройство и приборы, участвующие в поверке должны быть заземлены.

5. Условия проведения поверки

При проведении поверки должны соблюдаться следующие нормальные условия измерений:

(20 ±5); не более 80;

84,0... 106,7 (630...800);.

  • -  температура окружающей среды,°C

  • -  относительная влажность воздуха,%

  • -  атмосферное давление, кПа (мм рт.ст.)

6. Подготовка к поверке

Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

проверить наличие действующих свидетельств о поверке на средства поверки; устройства для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT и средства поверки привести в рабочее состояние в соответствии с их эксплуатационной документацией;

устройства для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT и средства поверки должны быть выдержаны в лабораторном помещении не менее 1ч;

устройства для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT и эталоны должны быть установлены на специальных основаниях, не подвергающихся механическим (вибрация, деформация, сдвиги) и температурным воздействиям;

для поверяемых образцов устройств для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT должна быть выполнена процедура калибровки всех светоотражающих мишеней согласно технической документации фирмы на них.

1, Проведение поверки

7.1 Внешний осмотр

При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие устройств для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT следующим требованиям:

- наличие маркировки (наименование или товарный знак фирмы-изготовителя, тип и заводской номер устройств для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT или его отдельных частей);

  • - комплектность устройств для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT должна соответствовать руководству по эксплуатации;

  • - отсутствие механических повреждений и коррозии светоотражающих мишеней, входящих в комплект устройств для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT, соединительных проводов, сигнальных ламп и индикаторов, а также других повреждений, влияющих на работу;

наличие четких надписей и отметок на органах управления.

7.2 Опробование
  • 7.2.1. При опробовании должно быть установлено соответствие устройств для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT следующим требованиям:

  • - отсутствие люфтов и смещений в местах соединений и элементов устройств для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT;

  • - плавность и равномерность движения подвижных частей устройств для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT;

  • -  работоспособность всех функциональных режимов;

  • - диапазоны измерений углов устройств для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT должны соответствовать эксплуатационной документации.

Если перечисленные требования не выполняются, устройства для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofinann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT признают негодными к применению, дальнейшие операции поверки не производят.

  • 7.2.2. Идентификация программного обеспечения

Идентификация ПО «Pro 42» производится через интерфейс пользователя путем выбора второго уровня меню стартового экрана, далее необходимо выбрать раздел «О Программе».

Идентификация ПО «Pro 32» производится через интерфейс пользователя путем выбора третьего уровня меню стартового экрана, далее необходимо выбрать раздел « О Программе».

В появившемся диалоговом окне отображается наименование и версия ПО, которые должны быть не ниже, указанных в таблице 3.

Таблица 3

Идентификационное наименование ПО

Pro 42

Pro 32

Номер версии (идентификационный номер ПО), не ниже

7.4

2.4

  • 7.3 Определение метрологических характеристик

7.3.1 Определение диапазона измерений и абсолютной погрешности измерений углов развала колес
  • 7.3.1.1 Проверку диапазона измерений углов развала колес проводят с помощью квадранта оптического, путем последовательной попарной установки передних и задних светоотражающих мищеней устройства на поворотные столы, используя стойки и элементы крепления из набора установочных приспособлений. Схема измерений приведена на рисунках 1, 2, 3. Столы поворотные устанавливаются на твердом плоском основании как показано на Рис. 1. Максимальное значение неплоскостности основания не должно превышать величины 2 мм на 1 м.

Столы должны имитировать переднюю ось автомобиля. Расстояние, на котором размещаются столы, должно выбирать согласно РЭ на устройство.

Диапазон устройства проверяется путем задания с помощью измерительной шкалы квадранта оптического значений величин углов развала колес автомобиля +25° и -25° (Рис. 3).

Показания на экране дисплея приборной стойки при заданном угле:

+ 25° должны находиться в диапазоне: (+ 24°55' + 25°05');

- 25° должны находиться в диапазоне: (- 24°55'  - 25°05').

  • 7.3.1.2 Определение абсолютной погрешности измерений углов развала колес

При определении абсолютной погрешности измерений углов развала колес необходимо использовать квадрант оптический, столы поворотные и набор установочных приспособлений. Испытания проводить в следующей последовательности:

установить столы поворотные на твердом плоском основании как показано на Рис.

1. Максимальное значение неплоскостности основания не должно превьппать величины 2 мм на 1 м.

Столы должны имитировать переднюю ось автомобиля. Расстояние, на котором размещаются столы, должно выбирать согласно РЭ на устройство;

установить на поворотных столах с помощью установочных приспособлений две светоотражающие мишени устройства. Светоотражающие мишени должны устанавливаться в соответствии с РЭ на устройство;

включить и перевести устройство в режим измерений углов развала;

установить оптический квадрант на оси установочного приспособления, размещенного на поворотном столе, имитирующем левое переднее колесо автомобиля, как показано на рисунке (Рис. 2).

Регулировочные винты

провести градуировку датчиков измерений углов развала переднего левого колеса.

Для получения градуировочных характеристик датчиков для измерений углов развала передних колес автомобиля произвести последовательное наклонение светоотражающей мишени в рабочем диапазоне измерений углов развала передних колес. Углы наклона диска задавать путем поворота диска, имитирующего колесо автомобиля вокруг оси А-А см. рисунок (Рис. 3) с помощью нижних регулировочных винтов. Конкретные значения углов должны выбираться таким образом, чтобы одинаковое количество точек находились как в положительной области диапазона измерений, так и в отрицательной области диапазона измерений углов развала. В ходе получения прямой ветви градуировочной характеристики датчиков для измерений углов развала передних колес должна проверяться и нулевая точка диапазона. Абсолютные значения углов при этих измерениях должны выбираться таким образом, чтобы они равномерно перекрывали весь диапазон измерений. При получении прямой ветви градуировочной характеристики датчиков для измерений углов развала произвести, используя оптический квадрант, последовательное наклонение левой передней светоотражающей мишени устройства восемью ступенями через 0.4х     |) от —0,8х     |) через точку Ох(|х^^^|) до

+0,8 X (|x„ax|) • Занести в протокол поверки соответствующие показания с экрана поверяемого устройства yi,'k, где: i - номер градуировки, а к - номер ступени. Совокупность значений * = F (х) при фиксированном значении i представляет собой прямую ветвь градуировочной кривой.

Для получения обратной ветви градуировочной характеристики датчиков для измерений углов развала произвести, используя оптический квадрант, последовательное наклонение левой передней светоотражающей мишени устройства восемью ступенями через 0,4х(|х„^|) от +0,8х (|х^|) через точку Ох (|х^|) до-0,8x(|xj). Занести в протокол поверки соответствующие показания с экрана поверяемого устройства У i,"k, где: i -номер градуировки, а к - номер ступени. Совокупность значений У i"k = F (•’^) при фиксированном значении i представляет собой обратную ветвь градуировочной кривой.

Регулировочные винты

Квадрант оптический

Рис. 3.

Запись полученных в каждой точке измерений в протоколе производится после успокоения системы «светоотражающая мишень - поворотный стол», т. е. примерно через 30-40 сек после достижения измеряемого значения.

Прямая ветвь градуировочной кривой снимается в результате прямого хода градуировки датчиков, обратная - в результате обратного хода градуировки датчиков. Один прямой ход и один следующий за ним обратный ход градуировки составляют одну градуировку датчиков. В ходе поверки необходимо произвести не менее десяти градуировок датчиков развала левого переднего колеса.

провести градуировку датчиков измерений углов развала переднего правого колеса, выполнить процедуры получения градуировочных характеристик, приведенные выше для правого колеса. Результаты измерений занести в протокол поверки.

с поворотных столов две

  • 7.3.1.3  Выключить устройство и снять светоотражающие мишени устройства.

  • 7.3.1.4 Установить на поворотных столах устройства.

  • 7.3.1.5 Выполнить процедуры пункта 7.3.1.2 устройства.

две задние светоотражающие

для задних светоотражающих

передние

мишени

мишеней

  • 7.3.1.6 Обработка результатов и определение погрешностей измерений углов развала колес автомобиля.

Определение погрешностей измерений датчиков производится в процессе обработки результатов проведенных измерений и полученных градуировочных таблиц в следующем порядке:

вычисляется среднеарифметическое значение результатов измерений углов на каждой ступени Acpi

Уд

п

где:   А, - угла на i-той ступени;

п - количество измерений, равно 10

вычисляется оценка среднеквадратического отклонения результатов измерений S,:

(1)

(н-1)

(2)

по таблице справочного приложения 2 ГОСТ 8.207-76 при а = 0,95 и п = 10 коэффициент Стьюдента Г(п) = 2,26;

находятся доверительные границы погрешности Si:

(3)

определяется суммарная погрешность измерений угла:

(4)

где: 5си - погрешность эталонного средства измерений.

7.3.1.7 Пределы погрешности измерений углов развала колес автомобиля не должны превышать величин ±5'.

Если требование п. 7.3.1.7 не выполняется, устройства для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT признают непригодными к применению, дальнейшие операции поверки не производят.

7.4.2 Определение диапазона измерений и абсолютной погрешности измерений углов суммарного сходздения колес
  • 7.3.2.1 Проверку диапазона измерений углов суммарного схождения колес проводить с использованием стола поворотного круглого и набора установочных приспособлений. Светоотражающие мишени устройства устанавливаются на поворотные столы последовательно попарно, вначале передние, а затем задние. Диапазон устройства проверяется путем задания с помощью измерительной шкалы стола поворотного значений величин углов схождения колес автомобиля + 45° и - 45°.

Схема измерений приведена на Рис. 1. и Рис. 4.

Рис. 4.

Направление движения автомобиля

Показания на экране дисплея приборной стойки при заданном угле:

  • -  + 45° должны находиться в диапазоне: (+ 44°55' + 45°05');

  • -  - 45° должны находиться в диапазоне: (- 44°55' - 45°05');

  • 7.3.2.2. Определение абсолютной погрешности измерений углов суммарного схождения колес

При определении абсолютной погрешности измерений углов суммарного схождения колес необходимо использовать стол поворотный и набор установочных приспособлений. Испытания проводить в следующей последовательности:

  • - установить столы поворотные на твердом плоском основании как показано на Рис. 1. Максимальное значение неплоскостности основания не должно превышать величины 2 мм на 1 м. Столы должны имитировать переднюю ось автомобиля. Расстояние, на котором размещаются столы, должно выбирать согласно РЭ на устройство.

  • - установить на поворотных столах с помощью установочных приспособлений две передние светоотражающие мишени устройства. Светоотражающие мишени должны устанавливаться в соответствии с РЭ на устройство.

  • - включить и перевести устройство в режим измерений углов суммарного схождения колес.

  • - провести градуировку датчиков измерений углов суммарного схождения передней оси автомобиля.

Для получения градуировочных характеристик датчиков для измерений углов схождения передних колес автомобиля произвести последовательный поворот дисков (входит в комплект вспомогательного оборудования) восемью ступенями в рабочем диапазоне измерений углов суммарного схождения передних колес. Углы установки дисков задавать путем поворота дисков, имитирующих колеса автомобиля (входит в состав вспомогательного оборудования) вокруг оси D-D см. рисунок (Рис. 4). Конкретные значения углов должны выбираться таким образом, чтобы одинаковое количество точек находились как в положительной области диапазона измерений, так и в отрицательной области диапазона измерений углов суммарного схождения. Абсолютные значения углов при этих измерениях должны выбираться таким образом, чтобы они равномерно перекрывали весь диапазон измерений.

Для получения прямой ветви градуировочной характеристики датчиков для измерений углов схождения передних колес произвести последовательный поворот светоотражающих мишеней устройства восемью ступенями через 0,2х(|хпих|) от -0,8х(|х^^|) через точку Ох(|л:,„ах|) ДО +0,8х (|х^ах|). Занести в протокол соответствующие показания с экрана поверяемого устройства i,'k, где: i - номер градуировки, а к - номер ступени. Совокупность значений У i,'k - F (х) при фиксированном значении i представляет собой прямую ветвь градуировочной кривой.

Для получения обратной ветви градуировочной характеристики датчиков для измерений углов схождения передних колес произвести последовательный поворот светоотражающих миненей устройства восемью ступенями через 0,2 х (jx^axl) от +0,8х (|х„а^|) через точку Ох (jx^axl) ДО -0,8х ((х^^]). Занести в соответствующие показания с экрана поверяемого устройства i"k, где: i - номер градуировки, а к - номер ступени. Совокупность значений i''k = F (х) при фиксированном значении i представляет собой обратную ветвь градуировочной кривой. Запись наблюдений в протоколе производится после успокоения системы «светоотражающие мишени - поверочное приспособление», т. е. примерно через 30-40 сек после достижения измеряемого значения.

Прямая ветвь градуировочной кривой снимается в результате прямого хода градуировки датчиков, обратная - в результате обратного хода градуировки датчиков. Один прямой ход и один следующий за ним обратный ход градуировки составляют одну

градуировку датчика. В ходе поверки необходимо произвести не менее десяти градуировок датчиков. Результаты измерений занести в протокол испытаний.

  • 7.3.2.3  Выключить устройство и снять с поворотных столов две светоотражающие мишени устройства.

  • 7.3.2.4 Установить на поворотные столоы две задние светоотражающие устройства.

  • 7.3.2.5 Выполнить процедуры пункта 7.3.2.2. для задних светоотражающих устройства.

передние

мишени

мишеней

  • 7.3.2.6 Обработка результатов и определение погрешности измерений углов суммарного схождения колес автомобиля.

Определение погрешностей измерений датчиков производится в процессе обработки результатов проведенных измерений и полученных градуировочных таблиц в порядке, определенном пунктом 7.3.1.6 настоящей методики поверки.

  • 7.3.2.7 Пределы погрешности измерений:

- углов суммарного схождения колес автомобиля не должны превышать величин ±5'.

Если требование п. 7.3.2.7 не выполняется, устройства для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT признают непригодными к применению, дальнейшие операции поверки не производят.

7.3.3 Определение диапазона измерений и абсолютной погрешности измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес

При определении диапазона и погрешности датчиков для измерений углов продольного (поперечного) наклона оси поворота передних колес необходимо выполнять специальные процедуры, предусмотренные в РЭ для данных видов измерений. То есть предварительно, перед получением результатов измерений в каждой точке наклонов оси поворота управляемых колес, необходимо повести процедуру поворота диска установочного приспособления сначала на угол +20°, а затем на угол -20° ((Рис. 5.). За нулевое положение принимается точка отсчета «колеса установлены прямо» по указателям шкал схождения поверяемого устройства. При этой процедуре угол поворота диска отсчитывается по измерительной шкале поворотного стола, а на экране монитора устройства наблюдается погрешность установки этих углов, которые задаются в поверяемом устройстве программно и отражаются на экране монитора устройства. После выполнения этих процедур в каждой точке калибровочной кривой с экрана монитора устройства можно будет считывать получаемые значения углов наклона оси поворота передних колес автомобиля.

Поворот «колеса» на величину -20°

Поверочное приспособление(вид сверху)

Отражающая мишень устройства

Поворот «колеса» на величину +20°

Рис. 5.

  • 7.3.3.1 Проверку

    диапазона

    измерений углов продольного наклона оси поворота

управляемых колес проводить с помощью квадранта оптического, путем установки

передних и задних светоотражающих мишеней устройства на поворотные столы, используя стойки и элементы крепления из набора установочных приспособлений. Схема измерений приведена на рисунках 1,6. Столы поворотные устанавливаются на твердом плоском основании как показано на Рис. 1. Максимальное значение неплоскостности основания не должно превышать величины 2 мм на 1 м.

Столы должны имитировать переднюю ось автомобиля. Расстояние, на котором размещаются столы, должно выбирать согласно РЭ на устройство.

Диапазон устройства проверяется путем задания с помощью измерительной шкалы квадранта оптического значений величин углов продольного наклона оси поворота управляемых колес автомобиля + 15° и - 15° (Рис. 6).

Показания на экране дисплея приборной стойки при заданном угле: + 15° должны находиться в диапазоне: (+ 14°54' + 15° -15° должны находиться в диапазоне: (-14°54'

Направление движения автомобиля

Регулировочные винты

Регулировочные винты

Направление движения автомобиля

Рис. 6.

  • 7.3.3.2 Определение абсолютной погрешности измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес

При определении абсолютной погрешности измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес необходимо использовать квадрант оптический, столы поворотные и набор установочных приспособлений. Испытания проводить в следующей последовательности:

установить столы поворотные на твердом плоском основании как показано на Рис.1. Максимальное значение неплоскостности основания не должно превышать величины 2 мм на 1 м.

Столы должны имитировать переднюю ось автомобиля. Расстояние, на котором размещаются столы, должно выбирать согласно РЭ на устройство;

  • - установить на поворотных столах с помощью установочных приспособлений две передние светоотражающие мишени устройства. Светоотражающие мишени должны устанавливаться в соответствии с РЭ на устройство;

  • - включить и перевести устройство в режим измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес;

  • - установить оптический квадрант на основной вертикальной оси установочного приспособления, размещенного на поворотном столе, имитирующем левое колесо автомобиля, как показано на рисунке (Рис. 6).

  • - с помощью нижних регулировочных винтов поворотного стола задавать углы наклона диска установочного приспособления, соответствующие углам продольного наклона оси поворота управляемых колес.

Для получения градуировочных характеристик датчиков для измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес автомобиля следует произвести поворот диска вокруг оси С-С (Рис. 6). Конкретные значения углов должны выбираться таким образом, чтобы одинаковое количество точек находились как в положительной области диапазона измерений, так и в отрицательной области диапазона измерений углов продольного наклона оси поворота. В ходе получения прямой ветви градуировочной характеристики датчиков для измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес должна проверяться и нулевая точка диапазона. Абсолютные значения углов при этих измерениях должны выбираться таким образом, чтобы они равномерно перекрывали весь диапазон измерений.

Для получения прямой ветви градуировочной характеристики датчиков для измерений углов продольного наклона оси поворота передних колес произвести, используя оптический квадрант, последовательное наклонение левой светоотражающей мишени устройства восемью ступенями через 0,2х(|х^^|) от -0,8 х (|x„j^|) через точку 0х(|хтах|) ДО +0,8х (|Хд^|). Занести в протокол соответствующие показания с экрана поверяемого устройства i,'k, где: i - номер градуировки, а к - номер ступени. Совокупность значений i,'k - F (х) при фиксированном значении i представляет собой прямую ветвь градуировочной кривой.

Для получения обратной ветви градуировочной характеристики датчиков для измерений углов продольного наклона оси поворота передних колес произвести, используя оптический квадрант, последовательное наклонение левой светоотражающей мишени устройства восемью ступенями через 0,2 х |) от + 0,8 х (|х^ |) через точку 0 X (|х^а^|) ДО - 0,8 X (|х,^|). Занести в протокол соответствующие показания с экрана поверяемого устройства i, "к, где; i - номер градуировки, а к - номер ступени. Совокупность значений i, "к = F (х) при фиксированном значении i представляет собой обратную ветвь градуировочной кривой.

Запись наблюдений в протоколе производится после успокоения системы «светоотражающая мишень - поверочное приспособление», т. е. примерно через 30 - 40 сек после достижения измеряемого значения.

Прямая ветвь градуировочной кривой снимается в результате прямого хода градуировки датчиков, обратная - в результате обратного хода градуировки датчиков. Один прямой ход и один следующий за ним обратный ход градуировки составляют одну градуировку датчика. В ходе поверки необходимо произвести не менее десяти градуировок датчиков.

Выполнить процедуры получения градуировочных характеристик, приведенные выше для правого колеса. Результаты измерений занести в протокол.

  • 7.3.3.3 Обработка результатов и определение погрешности измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес автомобиля.

Определение погрешностей измерений датчиков производится в процессе обработки результатов проведенных измерений и полученных градуировочных таблиц в порядке, определенном пунктом 7.3.1.6 настоящей методики проведения поверки.

  • 7.3.3.4 Пределы погрешности измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес автомобиля не должны превышать величин ± 6'.

Если требование п. 7.3.3.4 не выполняется, устройства для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT признают непригодными к применению, дальнейшие операции поверки не производят.

7.3.4 Определение диапазона измерений и абсолютной погрешности измерений углов поперечного наклона оси поворота управляемых колес
  • 7.3.4.1 Проверку диапазона измерений углов поперечного наклона оси поворота управляемых колес проводить с помощью квадранта оптического, путем установки передних и задних светоотражающих мишеней устройства на поворотные столы, используя стойки и элементы крепления из набора установочных приспособлений. Схема измерений приведена на рисунках 1,7. Столы поворотные устанавливаются на твердом плоском основании как показано на Рис. 1. Максимальное значение неплоскостности основания не должно превьппать величины 2 мм на 1 м.

Столы должны имитировать переднюю ось автомобиля. Расстояние, на котором размещаются столы, должно выбирать согласно РЭ на устройство.

Диапазон устройства проверяется путем задания с помощью измерительной шкалы квадранта оптического значений величин углов поперечного наклона оси поворота управляемых колес автомобиля + 30° и - 30° (Рис. 7).

Показания на экране дисплея приборной стойки при заданном угле:

  • -   + 30° должны находиться в диапазоне: (+ 29°54' + 30°06');

  • -   - 30° должны находиться в диапазоне: (- 29°54' - 30°06').

    Регулировочные винты

    Рис. 7.

    Регулировочные винты

Направление движения автомобиля

  • 7.3.4.2. Определение абсолютной погрешности измерений углов поперечного наклона оси поворота управляемых колес

При определении абсолютной погрешности измерений углов поперечного наклона оси поворота управляемых колес необходимо использовать квадрант оптический, столы поворотные и набор установочных приспособлений. Испытания проводить в следующей последовательности:

  • - установить столы поворотные на твердом плоском основании как показано на Рис. 1.

Максимальное значение неплоскостности основания не должно превышать величины 2 мм на 1 м. Столы должны имитировать переднюю ось автомобиля. Расстояние, на котором размещаются столы, должно выбирать согласно РЭ на устройство;

  • - установить на поворотных столах с помощью установочных приспособлений две

передние светоотражающие мишени устройства. Светоотражающие мишени должны устанавливаться в соответствии с РЭ на устройство;

  • - включить и перевести устройство в режим измерений углов поперечного наклона оси поворота управляемых колес;

  • - установить оптический квадрант на установочном приспособлении, как показано на рисунке (Рис. 7).

- с помощью нижних регулировочных винтов поворотного стола задавать углы наклона диска установочного приспособления, соответствующие углам поперечного наклона оси поворота управляемых колес.

Для получения градуировочных характеристик датчиков для измерений углов поперечного наклона оси поворота управляемых колес автомобиля следует произвести поворот диска вокруг оси В-В (Рис. 7). Конкретные значения углов должны выбираться таким образом, чтобы одинаковое количество точек находились как в положительной области диапазона измерений, так и в отрицательной области диапазона измерений углов продольного наклона оси поворота. В ходе получения прямой ветви градуировочной характеристики датчиков для измерений углов поперечного наклона оси поворота управляемых колес должна проверяться и нулевая точка диапазона. Абсолютные значения углов при этих измерениях должны выбираться таким образом, чтобы они равномерно перекрывали весь диапазон измерений.

Для получения прямой ветви градуировочной характеристики датчиков для измерений углов поперечного наклона оси поворота управляемых колес произвести, используя оптический квадрант, последовательное наклонение левой светоотражающей мищени устройства восемью ступенями через 0,2х (|х,^|) от -0,8х(|х^^|) через точку Ох(|х^ах|) ДО ■’■0,8х(|х^ах|)- Занссти в протокол соответствующие показания с экрана поверяемого устройства i,'k, где: i - номер градуировки, а к - номер ступени. Совокупность значений i,'k = F (х) при фиксированном значении i представляет собой прямую ветвь градуировочной кривой.

Для получения обратной ветви градуировочной характеристики датчиков для измерений углов продольного наклона оси поворота управляемых колес произвести, используя оптический квадрант, последовательное наклонение левой светоотражающей мищени устройства восемью ступенями через 0,2 х (|х,^ |) от +0,8х (|х,^|) через точку 0 ^(l^maxl) ДО -0,8X (|х,^|). Занести в протокол соответствующие показания с экрана поверяемого устройства 1, "к, где: i - номер градуировки, а к - номер ступени. Совокупность значений i, "к = F (х) при фиксированном значении i представляет собой обратную ветвь градуировочной кривой.

Запись наблюдений в протоколе производится после успокоения системы «светоотражающая мищень - поверочное приспособление», т.е. примерно через 30 - 40 сек после достижения измеряемого значения.

Прямая ветвь градуировочной кривой снимается в результате прямого хода градуировки, обратная - в результате обратного хода градуировки. Один прямой ход и один следующий за ним обратный ход градуировки составляют одну градуировку. В ходе поверки необходимо произвести не менее десяти градуировок.

Выполнить процедуры получения градуировочных характеристик, приведенные выше для правого колеса. Результаты измерений занести в протокол.

  • 7.3.4.3 Обработка результатов и определение погрешности измерений углов поперечного наклона оси поворота управляемых колес автомобиля.

Определение погрешностей измерений датчиков производится в процессе обработки результатов проведенных измерений и полученных градуировочных таблиц в порядке, определенном пунктом 7.3.1.6 настоящей методики проведения поверки.

  • 7.3.4.4 Пределы погрешности измерений углов поперечного наклона оси поворота управляемых колес автомобиля не должны превышать величин ± 6'.

Если требование п. 7.3.4.4 не вьшолняется, устройства для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT признают непригодными к применению, дальнейшие операции поверки не производят.

8. Оформление результатов поверки
  • 8.1. Результаты поверки оформляются протоколом, составленным в виде сводной таблицы результатов поверки по каждому пункту раздела 7 настоящей методики поверки с указанием предельных числовых значений результатов измерений и их оценки по сравнению с предъявленными требованиями.

  • 8.2. При положительных результатах поверки устройство для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD АС, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT признается годным к применению и на него выдается свидетельство о поверке установленной формы с указанием фактических результатов определения метрологических характеристик.

  • 8.3. При отрицательных результатах поверки, устройство для измерений углов установки колес автомобилей торговой марки Hofmann моделей Geoliner 650 XD, Geoliner 670 XD AC, Geoliner 670 RUS, Geoliner 680 XD, Geoliner 790 FIXED HEIGHT признается непригодным к применению и на него выдается извещение о непригодности установленной формы с указанием основнььх причин.

Инженер ГЦИ СИ

Исаев Е.В,

ООО «Автопрогресс-М»

Настройки внешнего вида
Цветовая схема

Ширина

Левая панель