Методика поверки «тормо- 3ов автотранспортных средств серии BSA моделей 250, 251, 305, 331, 332 N, 310 фирмы "Robert BOSCH GmbH", Германия» (Код не указан!)
УТВЕРЖДАЮ ' руководитель ГЦР! СН-
/У
генерального диреjaopa ФГУ JV’—/Л- «РОСТЕСТ-Москва»
-
- . „Л.С. Евдокимов
-
- /
2002 г.
--
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ 1. ВВЕДЕНИЕ.
Настоящая методика предусматривает объём и последовательность проведения операций периодической поверки стендов для измерения тормозной силы и проверки эффективности тормозов автотранспортных средств серии BSA моделей 250, 251, 305, 331, 332 N,310 фирмы "Robert BOSCH GmbH", Германия, (далее по тексту стенд) в качестве рабочего средства измерений. Межповерочный интервал - 1 год.
2.ОПЕРАЦПИ ПОВЕРКИ
При проведении поверки необходимо выполнять операции, указанные в табл. 1. Таблица 1__
Наименование операции |
Хй пункта методики |
Внешний осмотр |
6.1 |
Опробование |
6.2 |
Определение метрологических характеристик |
6.3 |
Определение погрешности измерений тормозной силы |
6.3.1 |
Определение погрешности измерения силы, создаваемой на |
6.3.2 |
педали тормоза | |
Определение по1'решности измерений статической нагрузки |
6.3.3 |
на ось автомобиля |
3. СРЕДСТВА ПОВЕРКИ
При проведении поверки необходимо применять средства, указанные а табл.2. Т абли ца2 ___
NN пп |
Наименование и тип средства поверки |
Основные технические характеристики |
1. |
Гири образцовые |
Масса 20 кг х5 ГОСТ 7328-82 |
2. |
Гири образцовые |
Масса 500 кг хб, (х 16) ГОСТ 7328-82 |
Динамометр |
доем (0-50 кН; 3 разряд) ГОСТ 13782-68 | |
4, |
Силоизмерительный рычаг |
Аттестованное нестандартное оборудование |
Прилгечание 1. Вместо указанных в таблице средств измерений разрешается применять другие с аналогичными характеристикамн.
Примечание 2. Количество образцовых гирь по п.п. 1,2 варьируется в зависимости от модели поверяемого стенда.
4. УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ
. При проведении поверки должны соблюдаться следующие условия:
- температура окружающей среды, °C.
-относительная влажность воздуха, %..................................
-атмосферное давление, кПа............................................
-напряжение и частота питающей сети, В , Гц.......220 (’г10;-15 %), 50±1
5. ПОДГОТОВКА К ПОВЕРКЕ.
-
5.1. Перед проведением поверки следует изучить техническое описание и руководство по эксплуатации на поверяемый стенд и приборы, применяемые при поверке.
-
5.2. К поверке допускаются лица, прешедшие инструктаж по технике безопасности при работе на электроустановках.
-
5.3. Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие работы:
-
- все детали стенда и средств метрологической аттестации должны быть очищены от пыли и грязи;
-
- стенды должны быть заземлены.
в. ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ
6Л. Внешний осмотр
-
6.1.1, Комплектность стенда должна соответствовать разделу ’’Комплект поставки" его паспорта (или другой НД),
-
6.1.2, Внешний вид, маркировка стенда должны соответствовать разделу "Внешний вид" и "Маркировка'' его паспорта,
-
6.2, Опробование.
Опробование стенда производить визуально путём включения согласно НД на него в следующей последовательности:
м
включить стенд;
выбрать одну из тестовых программ для проверки автомобиля;
установить по запросу программы переднюю ось автомобиля на блоки роликов стенда; следуя алгоритму проверки автомобиля на стенде, установить работоспособность тензодатчиков взвешивания и тензодатчиков силоизмерительны.х устройств для контроля тормозных систем левого и правого блоков,роликов стенда. В ходе выполнения теста на экране приборной стойки должны появиться показания статической нагрузки на ось автомобиля, а затем диаграмма и цифровые данные тормозных сил, развиваемых левым и правым колесами автомобиля.
Функции стенда должны соответствовать НД на него.
-
6.3. Определение метрологических характеристик стенда.
-
■ 6.3.1 включить комплекс;
« установить силоизмерительный рычаг на левый блок роликов согласно разделу «Калибровка» РЭ;
* вызвать тестовую программу проверки тормозных силоизмерительных датчиков: Внимание! Вход в режим калибровки, как и пароль доступа в этот режим, может изменяться для каждого образца стенда и должен быть получен у представителей фирмы-изготовителя.
-
■ далее, следуя алгоритму программы калибровки, произвести поверку левого силоизмерительного устройства;
Образцовые значения сил задаются по отсчетному устройству динамометра, устанавливаемого в одно из плеч калибровочного приспособления. Через другое плечо усилия прикладываются к тензометрическим датчикам силоизмерительного устройства тормозного стенда.
Измерения проводятся в пяти точках диапазона измерений комплекса. Для этого последовательно на динамометре устанавливаются значения нагрузок соответствующие 1,2, 3,4.5 и 6 кН для легкового варианта комплекса. Для грузового варианта нагрузки должны соответствовать 5, 10, 15,20,25 и 30 кН.
■ после проведения цикла измерений, вторично считать показания нулевой нагрузки силоизмерительного устройства;
“ аналогичные измерения провести для правого блока роликов; Относительная погрешность измерений определяется по формуле:
F дсйсг
F„j.M - показания тормозной силы на экране приборной стойки, кН;Рдсйств- величина усилия, приложенная к датчику. Задается по шкале образцового динамометра кН.
Относительная погрешность измерений тормозной силы для каждого силоазмери-тельного устройства не должна превышать ±3%.
6.3,2.Определение погрешности измерения силы, создаваемой на педали тормоза, проводится в следующей последовательности:
-
- установить силоизмерительное устройство стенда а поверочную платформу с динамометром;
-
- перевести стенд в тестовый режим измерения усилий на педали тормоза. Показание на экране приборной стойки на холостом ходу должно быть равно 0,000 Н;
-
- вращая рукоятку поверочной платформы, последовательно задавать на датчик силоизмерительного устройства силу в 200, 400,600, 800, 1000 И, одновременно считывая показания с экрана приборной стойки в каждой точке;
-
- относительная погрешность измерений силы, создаваемой на педали тормоза, определяется по' формуле:
^дейст
где ?)«„ - показания на экране приборной стойки стенда;
Рдейстэ ~ сила, приложенная к датчику с помощью динамометра.
Относительная погрешность измерений силъи создаваемой на педали тормоза^ не доллсна превышать 5%,
-
6.3.3. Определение погрешности измерения статической нагрузки на ось автомобиля проводится в следующей последовательности:
я
повторив два первых пункта методики в разделе 6.3,1., вызвать тестовую программу проверки тензодатчиков канала измерения статической нагрузки на ось автомобиля;
последовательно устанавливая грузы массой 500 кг, вначале на левый блок роликов, а затем на правый я считывая показания с экрана монитора приборной стойки в каждой из измеряемых точек, рассчитать относительную погрешность измерения статической нагрузки на ось автомобиля по формуле:
Mxg
где Мк - показания на экране монитора устройства (результат измерения), кН; М - .масса образцовых грузов, кг;
g - величина ускорения свободного падения.
Относительная погрешность измерения статической нагрузки на ось автомобиля не должна превышать 3%.
7. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ.
-
7.1. Стенд, прошедший поверку с положительным результатом, признается годным и допускается к применению. На него выдается свидетельство о поверке по форме, установленной Госстандартом РФ.
-
7.2. Стенду не удовлетворяющий требованиям п.п. 6.1 - 6,3 настоящей методики, призна--ется непригодным и к применению не допускается. Отрицательные результаты поверки оформляются выдачей извещения о непригодности.