Методика поверки «Устройства для измерения углов установки колес легковых автомобилей торговой марки GIULIANO модель CWA21» (МП АПМ 43-19)

Методика поверки

Тип документа

Устройства для измерения углов установки колес легковых автомобилей торговой марки GIULIANO модель CWA21

Наименование

МП АПМ 43-19

Обозначение документа

ООО Автопрогресс-М

Разработчик

916 Кб
1 файл

ЗАГРУЗИТЬ ДОКУМЕНТ

  

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

«Автопрогресс-М»

1» июля 2019 г.

Устройства для измерений углов установки колес легковых автомобилей торговой марки GIULIANO модель CWA21

МЕТОДИКА ПОВЕРКИ МПАПМ 43-19

г. Москва

2019 г.

Настоящая методика поверки распространяется на устройства для измерений углов установки колес легковых автомобилей торговой марки GIULIANO модель CWA21, производства «GIULIANO Industrial S.p.A.», Италия, (далее - устройства) и устанавливает методику их первичной и периодической поверки.

Интервал между поверками - 1 год.

1 Операции поверки

При проведении поверки должны выполняться операции, указанные в таблице 1. Таблица 1

Наименование операции

№ пункта методики поверки

Проведение операции при

первичной поверке

периодической поверке

Внешний осмотр

7.1

Да

Да

Опробование

7.2

Да

Да

Идентификация программного обеспечения

7.3

Да

Да

Определение метрологических характеристик

7.4

-

Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений углов развала колес

7.4.1

Да

Да

Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений углов индивидуального схождения колёс

7.4.2

Да

Да

2 Средства поверки

При проведении поверки должны применяться эталоны и вспомогательные средства, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

№ пункта методики поверки

Наименование эталонов, вспомогательных средств поверки и их основные метрологические и технические характеристики

  • 7.4.1

  • 7.4.2

Квадрант оптический КО-60М, ±120°, ПГ ±30" (per. № 26905-04)

Установки угломерные на основе столов поворотных СТ-9, (0-360)°, ПГ ±30" (per. № 72318-18)

Допускается применять другие средства поверки, обеспечивающие определение метрологических характеристик с точностью, удовлетворяющей требованиям настоящей методики поверки.

3 Требования к квалификации поверителей
  • 3.1 К проведению поверки допускаются лица, изучившие эксплуатационные документы и настоящую методику на устройства.

  • 3.2 Поверка должна осуществляться совместно с оператором, имеющим достаточные знания и опыт работы с данными средствами измерений.

4 Требования безопасности
  • 4.1 Перед проведением поверки следует изучить техническое описание и эксплуатационную документацию на поверяемое устройство и приборы, применяемые при поверке.

  • 4.2 К поверке допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности при работе на электроустановках.

  • 4.3 Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие работы:

все детали устройства и средств поверки должны быть очищены от пыли и грязи; поверяемое устройство и приборы, участвующие в поверке, должны быть заземлены.

5 Условия проведения поверки

При проведении поверки должны соблюдаться следующие нормальные условия измерений:

температура окружающей среды, °C                         25±10

6 Подготовка к поверке

Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

проверить наличие действующих свидетельств о поверке на средства поверки; устройство и средства поверки привести в рабочее состояние в соответствии с их эксплуатационной документацией;

устройство и средства поверки должны быть установлены в условиях, обеспечивающих отсутствия температурных и механических воздействий (вибрация, деформация, сдвиги);

для поверяемого устройства должна быть выполнена процедура калибровки согласно эксплуатационной документации.

  • 7 Проведение поверки

7.1 Внешний осмотр

При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие устройства следующим требованиям:

наличие маркировки (наименование или товарный знак изготовителя, тип и заводской номер устройства или его отдельных частей);

комплектность устройства должна соответствовать эксплуатационной документации; отсутствие механических повреждений и коррозии корпусов узлов и блоков, входящих в комплект устройства, соединительных проводов, а также других повреждений, влияющих на работу устройства;

наличие четких надписей и отметок на органах управления.

Если перечисленные требования не выполняются, устройство признают непригодным к применению, дальнейшие операции поверки не производят.

7.2 Опробование

При опробовании должно быть установлено соответствие устройства следующим требованиям:

отсутствие люфтов и смещений в местах соединений блоков и элементов устройства; плавность и равномерность движения подвижных частей устройства; работоспособность всех функциональных режимов.

Если перечисленные требования не выполняются, устройство признают непригодным к применению, дальнейшие операции поверки не производят.

7.3 Идентификация программного обеспечения

При проведении идентификации программного обеспечения необходимо выполнить следующие процедуры:

запустить ПК, входящий в состав устройства;

среди автоматически запустившегося программного обеспечения «CWA21 3D WheelAligner» (далее - ПО) в появившемся окне напротив наименования ПО считать номер его версии.

Полученный номер версии встроенного ПО должен быть не ниже, приведённого в таблице 3.

Таблица 3 - Идентификационные данные программного обеспечения

Идентификационное наименование ПО

«CWA21 3D WheelAligner»

Номер версии (идентификационный номер ПО), не ниже

3.0.9

Если перечисленные требования не выполняются, устройство признают непригодным к применению, дальнейшие операции поверки не производят.

  • 7.4 Определение метрологических характеристик

7.4.1 Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений углов развала колес
  • 7.4.1.1 Проверку диапазона измерений углов развала колес проводить с помощью квадранта оптического, путем последовательной попарной установки (соответственно на местах размещения передней и задней осей автомобиля) установок угломерных на основе столов поворотных СТ-9 (далее - установки угломерные). Установки угломерные (Рис. 1) размещаются на площадках, устанавливаемых на разгрузочных роликах колесных опор устройства.

    Рисунок 1 - Установка угломерная на основе столов поворотных СТ-9

Проверку диапазона измерений выполнить с помощью квадранта оптического, устанавливая по измерительной шкале квадранта углы развала колес автомобиля +15° и -15°.

  • 7.4.1.2 Определение абсолютной погрешности измерений углов развала колес

При определении абсолютной погрешности измерений углов развала колес необходимо использовать квадрант оптический и установки угломерные. Поверку проводить в следующей последовательности:

разместить установки угломерные на площадках так, чтобы установки имитировали переднюю ось автомобиля;

включить и перевести устройство в режим измерений углов развала;

установить оптический квадрант на горизонтальной оси установки угломерной, имитирующей левое переднее колесо автомобиля, как показано на рисунке (Рис. 1);

произвести последовательное наклонение установки угломерной в рабочем диапазоне измерений углов развала передних колес. Углы наклона установки угломерной задавать путем поворота диска, имитирующего колесо автомобиля вокруг оси А-А (Рис. 2) с помощью нижних регулировочных винтов. Выполнить измерения не менее чем в семи точках, равномерно распределенных по диапазону измерений углов развала колес автомобиля последовательно увеличивая угол наклона от -15° до +15° (прямой ход) и уменьшая угол наклона от +15° до -15° (обратный ход), включая нулевую точку диапазона.

Результаты измерений, полученные в каждой точке на экране монитора компьютера, заносятся в протокол. Показания фиксируются после успокоения измерительной цепи: установка угломерная - оптоэлектронный датчик поверяемого колеса, т. е. примерно через 30 - 40 сек после достижения измеряемого значения в выбранной точке диапазона.

Выполнить процедуры, приведенные выше для правого переднего измерительного блока устройства. Результаты измерений занести в протокол.

снять со специальных площадок передней оси установки угломерные;

разместить установки угломерные на площадках задних колес. Установки угломерные в этом случае имитируют заднюю ось автомобиля;

выполнить процедуры пункта 7.4.1.2 и провести измерения углов развала для задних левого и правого измерительных блоков устройства.

Определение абсолютной погрешности измерений для каждого угла развала всех измерительных блоков устройства производится в процессе обработки результатов, проведенных измерений в следующем порядке:

вычислить среднеарифметическое значение результатов измерений углов в каждой точке acpi

'Vi

где

а, - значение углов в z-той точке, °; п - количество измерений (не менее 5).

рассчитать на z-той точке абсолютную погрешность измерений углов развала колес автомобиля Aj:

Aj ^ср, ^действ, ’

где adencmei - значение углов в z-той точке, заданное по эталонному средству измерений, °.

МП АПМ 43-19

За окончательный результат принять наибольшее полученное значение А; из всех расчетов абсолютной погрешности измерений.

Результаты поверки по данному пункту настоящей методики считать положительными, если диапазон измерений углов развала колес автомобиля соответствует значениям ±15°, а полученное значение абсолютной погрешности измерений углов развала колес автомобиля в диапазоне измерений не выходит за пределы ±2'.

7.4.2 Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений углов индивидуального схождения колес
  • 7.4.2.1 Проверку диапазона измерений углов индивидуального схождения колес проводить с использованием установок угломерных.

Для выполнения поверки установки угломерные последовательно размещаются попарно, вначале на площадках, предназначенных для установки передней оси, а затем на площадках, предназначенных для установки задней оси автомобиля.

Диапазон измерений углов индивидуального схождения колес проверяется путем задания с помощью измерительной шкалы установок угломерных значений углов индивидуального схождения колес автомобиля +25° и -25°.

Схема измерений приведена на рисунке 3.

  • 7.4.2.2 Определение абсолютной погрешности измерений углов индивидуального схождения колес

При определении абсолютной погрешности измерений углов индивидуального схождения колес необходимо использовать установки угломерные. Поверку проводить в следующей последовательности:

Рисунок 3 - Схема измерений углов индивидуального схождения колес

разместить установки угломерные на площадках передней оси устройства. Установки угломерные должны имитировать переднюю ось автомобиля;

включить и перевести устройство в режим измерений углов индивидуального схождения колес;

произвести последовательный поворот диска установки угломерной в рабочем диапазоне измерений углов индивидуального схождения передних колес. Углы схождения на установке угломерной задавать путем поворота диска, имитирующего колесо автомобиля вокруг оси D-D (Рис. 3) с помощью установочного маховика

МП АПМ 43-19 установки угломерной. Выполнить измерения не менее чем в десяти точках, равномерно распределенных по диапазону измерений углов схождения колес автомобиля последовательно увеличивая угол схождения от -25° до +25° (прямой ход) и уменьшая угол наклона от +25° до -25° (обратный ход), включая нулевую точку диапазона;

результаты измерений, полученные в каждой точке на экране монитора компьютера, заносятся в протокол. Показания фиксируются после успокоения измерительной цепи: установка угломерная - оптоэлектронный датчик поверяемого колеса, т. е. примерно через 30 - 40 сек после достижения измеряемого значения в выбранной точке диапазона;

выполнить процедуры получения измерений, приведенные выше для правого измерительного блока устройства. Результаты измерений занести в протокол; снять с площадок передней оси установки угломерные;

разместить установки угломерные на площадках задней оси устройства. Установки угломерные должны имитировать заднюю ось автомобиля;

выполнить процедуры пункта 7.4.2.2 и провести измерения углов индивидуального схождения колес задних левого и правого измерительных блоков устройства.

Определение абсолютной погрешности измерений для каждого угла индивидуального схождения колес всех измерительных блоков устройства производится в процессе обработки результатов, проведенных измерений в следующем порядке:

вычислить среднеарифметическое значение результатов измерений углов в каждой точке acpi

п

где а, - значение углов в /-той точке, °;

п - количество измерений (не менее 5).

рассчитать на z-той точке абсолютную погрешность измерений углов индивидуального схождения колес колес автомобиля А:

А. = а — а, .

г ср, деиств( 5

где адейств! - значение углов в /-той точке, заданное по эталонному средству измерений, °.

За окончательный результат принять наибольшее полученное значение А; из всех расчетов абсолютной погрешности измерений.

Результаты поверки по данному пункту настоящей методики считать положительными, если диапазон измерений углов индивидуального схождения колес автомобиля соответствует значениям ±25°, если полученное значение абсолютной погрешности измерений углов индивидуального схождения колес автомобиля в диапазоне измерений не выходит за пределы ±5'.

МП АПМ 43-19

8 Оформление результатов поверки
  • 8.1 Результаты поверки оформляются протоколом, составленным в виде сводной таблицы результатов поверки по каждому пункту раздела 7 настоящей методики поверки.

  • 8.2 При положительных результатах поверки устройство признается пригодным к применению и на него выдается свидетельство о поверке установленной формы. Знак поверки наносится на свидетельство о поверке в виде наклейки и/или оттиска поверительного клейма.

  • 8.3  При отрицательных результатах поверки, устройство признается непригодным к применению и на него выдается извещение о непригодности установленной формы с указанием основных причин.

Заместитель руководителя отдела

М.В. Хлебнова

ООО «Автопрогресс-М»

8

Настройки внешнего вида
Цветовая схема

Ширина

Левая панель