Методика поверки «Устройства для измерения углов установки колес легковых автомобилей торговой марки GIULIANO модель CWA21» (МП АПМ 43-19)
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
«Автопрогресс-М»
1» июля 2019 г.
Устройства для измерений углов установки колес легковых автомобилей торговой марки GIULIANO модель CWA21
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ МПАПМ 43-19г. Москва
2019 г.
Настоящая методика поверки распространяется на устройства для измерений углов установки колес легковых автомобилей торговой марки GIULIANO модель CWA21, производства «GIULIANO Industrial S.p.A.», Италия, (далее - устройства) и устанавливает методику их первичной и периодической поверки.
Интервал между поверками - 1 год.
1 Операции поверки
При проведении поверки должны выполняться операции, указанные в таблице 1. Таблица 1
Наименование операции |
№ пункта методики поверки |
Проведение операции при | |
первичной поверке |
периодической поверке | ||
Внешний осмотр |
7.1 |
Да |
Да |
Опробование |
7.2 |
Да |
Да |
Идентификация программного обеспечения |
7.3 |
Да |
Да |
Определение метрологических характеристик |
7.4 |
- | |
Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений углов развала колес |
7.4.1 |
Да |
Да |
Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений углов индивидуального схождения колёс |
7.4.2 |
Да |
Да |
2 Средства поверки
При проведении поверки должны применяться эталоны и вспомогательные средства, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
№ пункта методики поверки |
Наименование эталонов, вспомогательных средств поверки и их основные метрологические и технические характеристики |
|
Квадрант оптический КО-60М, ±120°, ПГ ±30" (per. № 26905-04) Установки угломерные на основе столов поворотных СТ-9, (0-360)°, ПГ ±30" (per. № 72318-18) |
Допускается применять другие средства поверки, обеспечивающие определение метрологических характеристик с точностью, удовлетворяющей требованиям настоящей методики поверки.
3 Требования к квалификации поверителей-
3.1 К проведению поверки допускаются лица, изучившие эксплуатационные документы и настоящую методику на устройства.
-
3.2 Поверка должна осуществляться совместно с оператором, имеющим достаточные знания и опыт работы с данными средствами измерений.
-
4.1 Перед проведением поверки следует изучить техническое описание и эксплуатационную документацию на поверяемое устройство и приборы, применяемые при поверке.
-
4.2 К поверке допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности при работе на электроустановках.
-
4.3 Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие работы:
все детали устройства и средств поверки должны быть очищены от пыли и грязи; поверяемое устройство и приборы, участвующие в поверке, должны быть заземлены.
5 Условия проведения поверкиПри проведении поверки должны соблюдаться следующие нормальные условия измерений:
температура окружающей среды, °C 25±10
6 Подготовка к поверкеПеред проведением поверки должны быть выполнены следующие подготовительные работы:
проверить наличие действующих свидетельств о поверке на средства поверки; устройство и средства поверки привести в рабочее состояние в соответствии с их эксплуатационной документацией;
устройство и средства поверки должны быть установлены в условиях, обеспечивающих отсутствия температурных и механических воздействий (вибрация, деформация, сдвиги);
для поверяемого устройства должна быть выполнена процедура калибровки согласно эксплуатационной документации.
-
7 Проведение поверки
При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие устройства следующим требованиям:
наличие маркировки (наименование или товарный знак изготовителя, тип и заводской номер устройства или его отдельных частей);
комплектность устройства должна соответствовать эксплуатационной документации; отсутствие механических повреждений и коррозии корпусов узлов и блоков, входящих в комплект устройства, соединительных проводов, а также других повреждений, влияющих на работу устройства;
наличие четких надписей и отметок на органах управления.
Если перечисленные требования не выполняются, устройство признают непригодным к применению, дальнейшие операции поверки не производят.
7.2 ОпробованиеПри опробовании должно быть установлено соответствие устройства следующим требованиям:
отсутствие люфтов и смещений в местах соединений блоков и элементов устройства; плавность и равномерность движения подвижных частей устройства; работоспособность всех функциональных режимов.
Если перечисленные требования не выполняются, устройство признают непригодным к применению, дальнейшие операции поверки не производят.
7.3 Идентификация программного обеспеченияПри проведении идентификации программного обеспечения необходимо выполнить следующие процедуры:
запустить ПК, входящий в состав устройства;
среди автоматически запустившегося программного обеспечения «CWA21 3D WheelAligner» (далее - ПО) в появившемся окне напротив наименования ПО считать номер его версии.
Полученный номер версии встроенного ПО должен быть не ниже, приведённого в таблице 3.
Таблица 3 - Идентификационные данные программного обеспечения
Идентификационное наименование ПО |
«CWA21 3D WheelAligner» |
Номер версии (идентификационный номер ПО), не ниже |
3.0.9 |
Если перечисленные требования не выполняются, устройство признают непригодным к применению, дальнейшие операции поверки не производят.
-
7.4 Определение метрологических характеристик
-
7.4.1.1 Проверку диапазона измерений углов развала колес проводить с помощью квадранта оптического, путем последовательной попарной установки (соответственно на местах размещения передней и задней осей автомобиля) установок угломерных на основе столов поворотных СТ-9 (далее - установки угломерные). Установки угломерные (Рис. 1) размещаются на площадках, устанавливаемых на разгрузочных роликах колесных опор устройства.
Рисунок 1 - Установка угломерная на основе столов поворотных СТ-9
Проверку диапазона измерений выполнить с помощью квадранта оптического, устанавливая по измерительной шкале квадранта углы развала колес автомобиля +15° и -15°.
-
7.4.1.2 Определение абсолютной погрешности измерений углов развала колес
При определении абсолютной погрешности измерений углов развала колес необходимо использовать квадрант оптический и установки угломерные. Поверку проводить в следующей последовательности:
разместить установки угломерные на площадках так, чтобы установки имитировали переднюю ось автомобиля;
включить и перевести устройство в режим измерений углов развала;
установить оптический квадрант на горизонтальной оси установки угломерной, имитирующей левое переднее колесо автомобиля, как показано на рисунке (Рис. 1);
произвести последовательное наклонение установки угломерной в рабочем диапазоне измерений углов развала передних колес. Углы наклона установки угломерной задавать путем поворота диска, имитирующего колесо автомобиля вокруг оси А-А (Рис. 2) с помощью нижних регулировочных винтов. Выполнить измерения не менее чем в семи точках, равномерно распределенных по диапазону измерений углов развала колес автомобиля последовательно увеличивая угол наклона от -15° до +15° (прямой ход) и уменьшая угол наклона от +15° до -15° (обратный ход), включая нулевую точку диапазона.
Результаты измерений, полученные в каждой точке на экране монитора компьютера, заносятся в протокол. Показания фиксируются после успокоения измерительной цепи: установка угломерная - оптоэлектронный датчик поверяемого колеса, т. е. примерно через 30 - 40 сек после достижения измеряемого значения в выбранной точке диапазона.
Выполнить процедуры, приведенные выше для правого переднего измерительного блока устройства. Результаты измерений занести в протокол.
снять со специальных площадок передней оси установки угломерные;
разместить установки угломерные на площадках задних колес. Установки угломерные в этом случае имитируют заднюю ось автомобиля;
выполнить процедуры пункта 7.4.1.2 и провести измерения углов развала для задних левого и правого измерительных блоков устройства.
Определение абсолютной погрешности измерений для каждого угла развала всех измерительных блоков устройства производится в процессе обработки результатов, проведенных измерений в следующем порядке:
вычислить среднеарифметическое значение результатов измерений углов в каждой точке acpi
'Vi
где
а, - значение углов в z-той точке, °; п - количество измерений (не менее 5).
рассчитать на z-той точке абсолютную погрешность измерений углов развала колес автомобиля Aj:
Aj ^ср, ^действ, ’
где adencmei - значение углов в z-той точке, заданное по эталонному средству измерений, °.
МП АПМ 43-19
За окончательный результат принять наибольшее полученное значение А; из всех расчетов абсолютной погрешности измерений.
Результаты поверки по данному пункту настоящей методики считать положительными, если диапазон измерений углов развала колес автомобиля соответствует значениям ±15°, а полученное значение абсолютной погрешности измерений углов развала колес автомобиля в диапазоне измерений не выходит за пределы ±2'.
7.4.2 Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений углов индивидуального схождения колес-
7.4.2.1 Проверку диапазона измерений углов индивидуального схождения колес проводить с использованием установок угломерных.
Для выполнения поверки установки угломерные последовательно размещаются попарно, вначале на площадках, предназначенных для установки передней оси, а затем на площадках, предназначенных для установки задней оси автомобиля.
Диапазон измерений углов индивидуального схождения колес проверяется путем задания с помощью измерительной шкалы установок угломерных значений углов индивидуального схождения колес автомобиля +25° и -25°.
Схема измерений приведена на рисунке 3.
-
7.4.2.2 Определение абсолютной погрешности измерений углов индивидуального схождения колес
При определении абсолютной погрешности измерений углов индивидуального схождения колес необходимо использовать установки угломерные. Поверку проводить в следующей последовательности:
Рисунок 3 - Схема измерений углов индивидуального схождения колес
разместить установки угломерные на площадках передней оси устройства. Установки угломерные должны имитировать переднюю ось автомобиля;
включить и перевести устройство в режим измерений углов индивидуального схождения колес;
произвести последовательный поворот диска установки угломерной в рабочем диапазоне измерений углов индивидуального схождения передних колес. Углы схождения на установке угломерной задавать путем поворота диска, имитирующего колесо автомобиля вокруг оси D-D (Рис. 3) с помощью установочного маховика
МП АПМ 43-19 установки угломерной. Выполнить измерения не менее чем в десяти точках, равномерно распределенных по диапазону измерений углов схождения колес автомобиля последовательно увеличивая угол схождения от -25° до +25° (прямой ход) и уменьшая угол наклона от +25° до -25° (обратный ход), включая нулевую точку диапазона;
результаты измерений, полученные в каждой точке на экране монитора компьютера, заносятся в протокол. Показания фиксируются после успокоения измерительной цепи: установка угломерная - оптоэлектронный датчик поверяемого колеса, т. е. примерно через 30 - 40 сек после достижения измеряемого значения в выбранной точке диапазона;
выполнить процедуры получения измерений, приведенные выше для правого измерительного блока устройства. Результаты измерений занести в протокол; снять с площадок передней оси установки угломерные;
разместить установки угломерные на площадках задней оси устройства. Установки угломерные должны имитировать заднюю ось автомобиля;
выполнить процедуры пункта 7.4.2.2 и провести измерения углов индивидуального схождения колес задних левого и правого измерительных блоков устройства.
Определение абсолютной погрешности измерений для каждого угла индивидуального схождения колес всех измерительных блоков устройства производится в процессе обработки результатов, проведенных измерений в следующем порядке:
вычислить среднеарифметическое значение результатов измерений углов в каждой точке acpi
п
где а, - значение углов в /-той точке, °;
п - количество измерений (не менее 5).
рассчитать на z-той точке абсолютную погрешность измерений углов индивидуального схождения колес колес автомобиля А:
А. = а — а, .
г ср, деиств( 5
где адейств! - значение углов в /-той точке, заданное по эталонному средству измерений, °.
За окончательный результат принять наибольшее полученное значение А; из всех расчетов абсолютной погрешности измерений.
Результаты поверки по данному пункту настоящей методики считать положительными, если диапазон измерений углов индивидуального схождения колес автомобиля соответствует значениям ±25°, если полученное значение абсолютной погрешности измерений углов индивидуального схождения колес автомобиля в диапазоне измерений не выходит за пределы ±5'.
МП АПМ 43-19
8 Оформление результатов поверки-
8.1 Результаты поверки оформляются протоколом, составленным в виде сводной таблицы результатов поверки по каждому пункту раздела 7 настоящей методики поверки.
-
8.2 При положительных результатах поверки устройство признается пригодным к применению и на него выдается свидетельство о поверке установленной формы. Знак поверки наносится на свидетельство о поверке в виде наклейки и/или оттиска поверительного клейма.
-
8.3 При отрицательных результатах поверки, устройство признается непригодным к применению и на него выдается извещение о непригодности установленной формы с указанием основных причин.
Заместитель руководителя отдела
М.В. Хлебнова
ООО «Автопрогресс-М»
8