Методика поверки «ГСИ. Устройства весоизмерительные для железнодорожных вагонов ВИУ1» (МП 113-233-2019)

Методика поверки

Тип документа

ГСИ. Устройства весоизмерительные для железнодорожных вагонов ВИУ1

Наименование

МП 113-233-2019

Обозначение документа

УНИИМ

Разработчик

916 Кб
1 файл

ЗАГРУЗИТЬ ДОКУМЕНТ

  

Федеральное государственное унитарное предприятие «Уральский научно-исследовательский институт метрологии» (ФГУП «УНИИМ»)

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

УТВЕРЖДАЮ

Государственная система обеспечения единства измерений Устройства весоизмерительные для железнодорожных вагонов ВИУ1 Методика поверки МП 113-233-2019

Екатеринбург 2019 '

Предисловие

Разработана: ФГУП «УНИИМ»

Исполнители:

от ФГУП «УНИИМ» заведующий лабораторией 233

Шимолин Ю.Р.

Трибушевская Л.А.

зам. заведующего лабораторией 233

Утверждена: ФГУП УНИИМ

Введена в действие «___»______________201__г.

Содержание

ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое) ФОРМА ПРОТОКОЛА ПОВЕРКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное) ПРИПИСАННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЙ МАССЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА С ПРИМЕНЕНИЕМ УСТРОЙСТВА ВИУ1

Государственная система обеспечения единства измерений Устройства весоизмерительные для железнодорожных вагонов ВИУ1 Методика поверки

Срок введения в действие «___»_________201__г.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
  • 1.1  Настоящая методика распространяется на Устройства весоизмерительные для железнодорожных вагонов ВИУ1 (далее - устройства), предназначенные для измерений нагрузки на рельс, приходящейся на колесо железнодорожного вагона и выражаемой в единицах массы, при измерениях массы вагона по аттестованной методике измерений, и устанавливает методы и средства их первичной и периодической поверок.

  • 1.2  Интервал между поверками - один год.

  • 1.3 Метрологические характеристики устройства приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Метрологические характеристики

Наименование характеристики

Значение

Диапазон измерений массы, приходящейся на колесо, т

от 2 до 15

Действительная цена деления (шкалы) d, кг

50

Пределы допускаемой абсолютной погрешности, кг, в интервалах измерений массы, приходящейся на колесо:

от 2000 до 2500 кг включ. (Ai)

св. 2500 до 10000 кг включ. (Аг)

св. 10000 до 15000 кг включ. (Аз)

±50 ±100 ±150

Диапазон измерений массы вагона*, т

от 8 до 240

Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений массы вагона*, Ав, кг

±(АгЛ1+Дг Л2± Аз-из)**

* - Измерения массы вагона производятся по аттестованной методике измерений, приведенной в документе «Методика измерений массы железнодорожного вагона с применением устройства ВИУ 1»

** - ль П2, пз - количество колес взвешиваемого вагона, масса которых относится к соответствующему интервалу измерений массы, приходящейся на колесо (щ+иг+лз = М где N- общее число колес вагона).

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящей методике использованы ссылки на следующие документы:

Приказ Минпромторга России «Об утверждении Порядка проведения поверки средств от 02.07.2015 № 1815          измерений, требования к знаку поверки и содержанию

свидетельства о поверке» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.09.2015 N 38822).

ГОСТ 8.647-2015              ГСП. Весы вагонные автоматические. Часть 1.

Метрологические и технические требования. Методы испытаний (с Поправкой).

ГОСТ 12.2.003-91

Система стандартов безопасности труда.

Оборудование производственное

ГОСТ 12.1.030-81

ГОСТ OIMLR 111-2009

Электробезопасность. Защитное заземление, зануление. ГСП. Гири классов точности Ei, Ег, Fi, F2, Mi, Mi-2, М2, М2-3 и Мз. Часть 1. Метрологические и технические требования

Приказ Госстандарта от

29.12.2018 г. №2818

«Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы»

Примечание - При использовании настоящей методики целесообразно проверить действие ссылочных документов на 1 января текущего года. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящей методикой следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то раздел, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 ОПЕРАЦИИ ПОВЕРКИ
  • 3.1 При проведении поверки устройства выполняют операции, указанные в таблице 2.

Таблица 2 - Операции поверки

Наименование операции

Номер пункта методики

1 Внешний осмотр

8.1

2 Опробование

8.2

3 Проверка цены единицы наименьшего разряда кода АЦП

8.3

4 Определение абсолютной погрешности измерений массы, приходящейся на колесо

8.4

5 Проверка режима измерений массы вагона

8.5

4 СРЕДСТВА ПОВЕРКИ
  • 4.1 При проведении поверки устройства применяют:

  • -  термогигрометр, диапазон измерений температуры воздуха от +10 до +30 °C, ПГ ±1,0 °C;

  • -  контрольные вагоны, взвешенные на весах среднего класса точности с погрешностью не более 1/3 допускаемой погрешности взвешивания вагона на поверяемых устройствах;

  • -   эталон единицы массы 4-го разряда в диапазоне значений от 100 до 15000 кг

3.6.AJDK.0001.2016 (далее стенд поверочный) состав и характеристики эталона приведены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3- Состав эталона

Наименование

Тип

1

Эталонные гири 4 разряда

ГО-П-2000

2

Стенд для градуировки и поверки весоизмерительного устройства ВИУ 1

«СГПВИУ»

Таблица 4 - Метрологические характеристики эталона

Наименование метрологической характеристики

Значение характеристики

Разряд гирь по приказу Госстандарта № 2818 от 29.12.2018 г.

4

Пределы допускаемой погрешности гирь, г

от 0,5 до 750

Максимальная нагрузка стенда для градуировки и поверки весоизмерительного устройства ВИУ 1, кг

15000

Минимальная нагрузка стенда для градуировки и поверки весоизмерительного устройства ВИУ 1, кг

100

Наименование метрологической характеристики

Значение характеристики

Поверочный интервал е, кг

5

Пределы допускаемой погрешности стенда для градуировки и поверки весоизмерительного устройства ВИУ 1 в диапазонах взвешивания, кг: от 100 до 2500 вкл.

от. 2500 до 10000 вкл.

св. 10000 до 15000

2 ■И -н -н

Непостоянство показаний ненагруженного стенда, кг, не более

±1,25

Реагирование, кг

7

Диапазон выборки массы тары, кг

от 0 до 15000

4.2 Допускается при поверке устройства применение средств поверки, не указанных в пункте 4.1 настоящей методики поверки, но обеспечивающих определение метрологических характеристик устройства с требуемой точностью.

  • 4.3 Эталон, применяемый для поверки, должен быть аттестован, средства измерений -поверены и иметь действующие свидетельства о поверке.

5  ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПОВЕРИТЕЛЕЙ
  • 5.1  К поверке устройств допускаются лица, имеющие образование не ниже среднего профессионального, ознакомившиеся с эксплуатационной документацией (далее - ЭД) на устройство, работающие в организации, аккредитованной на право поверки средств измерений.

6  ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
  • 6.1  При проведении поверки соблюдают требования безопасности по ГОСТ 12.2.003, а также требования безопасности, указанные в руководстве по эксплуатации ВИУ1 РЭ (в дальнейшем - РЭ).

  • 6.2  Не допускается замыкание контактов разъёма ХР1 «Заряд АКБ» при подключении устройства зарядного или измерительных приборов.

  • 6.3  Запрещается производить подсоединение и (или) отсоединение кабелей устройства при включённом блоке электронном и (или) устройстве зарядном.

  • 7  УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ И ПОДГОТОВКА К НЕЙ

7.1  Условия поверки
  • 7.1.1  При проведении поверки устройства должны соблюдаться следующие условия:

- температура окружающей среды от 15 до 30 °C.

  • 7.1.2  При проведении измерений с помощью контрольных вагонов, условия поверки должны соответствовать условиям эксплуатации устройств при отсутствии атмосферных осадков.

7.2  Подготовка к поверке
  • 7.2.1  Перед проведением поверки должны быть выполнены требования раздела «Подготовка устройства к использованию» РЭ.

  • 7.2.2 Устройство и применяемые эталонные СИ перед поверкой должны быть выдержаны при в условиях по пункту 7.1.1 не менее двух часов.

  • 8 ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ

8.1  Внешний осмотр
  • 8.1.1  Проверяют комплектность устройства, которая должна соответствовать приведённой в РЭ.

  • 8.1.2  Проводят внешний осмотр устройства. На корпусе и узлах гидроподъёмника и блока электронного (БЭ) не должно быть загрязнений. Гидронасос, блок датчиков, активная опора и маслопроводы гидроподъёмника не должны иметь следов течи масла.

8.2  Опробование
  • 8.2.1 Подключают блок электронный кабелем к гидроподъёмнику.

  • 8.2.2 Включают устройство нажатием кнопки ВКЛ на блоке электронном (БЭ), при этом должна запуститься программа самотестирования. В случае обнаружения ошибки на индикатор выводится соответствующее сообщение, работа БЭ прекращается. После успешного завершения самотестирования на индикаторе БЭ отображается идентификационное наименование программного обеспечения (ПО) и номер версии ПО, после чего БЭ входит в главное меню и готов к работе.

  • 8.2.3 Идентификационное наименование и номер версии ПО должны соответствовать идентификационным данным, приведенным в описании типа устройств и РЭ (идентификационное наименование - ПО ВИУ1, номер версии - 1.00).

  • 8.2.4 На нижней строке индикатора отображается линейка индикации напряжения аккумулятора. Правая граница линейки соответствует напряжению 12 В. Левая граница линейки соответствует напряжению 10 В. Если линейка заполнена полностью, то напряжение аккумулятора соответствует номинальному и составляет не менее 12 В.

  • 8.2.5 В соответствии с указаниями пункта 2.2.5.2 руководства по эксплуатации (РЭ) проверяют включение в работу гидронасоса.

  • 8.2.6 Устройство считается готовым к поверке, если БЭ выходит в главное меню, идентификационные данные ПО соответствуют описанию типа и РЭ, напряжение аккумулятора не ниже 12 В и гидронасос включается в работу.

8.3  Проверка цены единицы наименьшего разряда кода АЦП
  • 8.3.1 Проверку цены единицы наименьшего разряда кода АЦП проводят следующим образом:

а) Переводят БЭ в режим просмотра кодов АЦП, определяющих градуировочную характеристику устройства;

б) Проверяют соответствие значений кодов АЦП, хранящихся в БЭ устройства, значениям, зафиксированным в РЭ устройства при его последней поверке. Если значения кодов АЦП из памяти БЭ отличаются от указанных в РЭ, поверку считают первичной;

в) Заносят в таблицу протокола поверки (по форме таблицы А. 1 Приложения А к настоящей методике) значения кодов АЦП (Z2, Z3, Z7, Ze, Z14, Z15), хранящихся в памяти БЭ и соответствующих нагрузкам 2000, 3000, 7000, 8000, 14000 и 15000 кг (?»•);

г) Вычисляют для трёх диапазонов нагрузок (от 2000 до 3000 кг, от 7000 до 8000 кг и от 14000 до 15000 кг) цену единицы наименьшего разряда кода АЦП (uz), как отношение приращений нагрузки к соответствующим приращениям кода АЦП (u^APj/AZj);

  • 8.3.2 Значения цены единицы наименьшего разряда кода АЦП, до, не должны превышать 5 кг.

8.4  Определение абсолютной погрешности измерений массы, приходящейся на колесо
  • 8.4.1 Определение абсолютной погрешности измерений массы, приходящейся на колесо проводится с помощью стенда поверочного нагрузками, равными пяти значениям массы, равномерно распределенным во всём диапазоне взвешивания, включая наименьший и наибольший пределы измерений.

  • 8.4.2 Устанавливают устройство на стенд поверочный и подготавливают его к работе в соответствии с указаниями РЭ.

  • 8.4.3 Задают на стенде поверочном контрольное значение нагрузки на колесо, соответствующее наименьшему пределу измерений устройства.

  • 8.4.4 Производят измерение массы, приходящейся на колесо не менее трех раз.

  • 8.4.5 Аналогичные измерения производят, задавая на стенде поверочном нагрузки, соответствующие выбранным по пункту 8.4.1 контрольным точкам. Результаты измерений заносят в таблицу протокола поверки (по форме таблицы А.2 Приложения А).

  • 8.4.6 Рассчитывают значение абсолютной погрешности измерений массы, приходящейся на колесо, по формуле

Ду= т»ц - mclj,                               (1)

где Ai;- - абсолютная погрешность измерения массы, приходящейся на колесо при j - ом измерении в z-той точке, кг;

- значение массы, приходящейся на колесо, измеренное устройством при j - ом измерении в z-той точке , кг;

mcij - значение массы, приходящейся на колесо, заданное на стенде при j - ом измерении в z-той точке, кг.

  • 8.4.7 Значение абсолютной погрешности Aj, кг, измерения массы, приходящейся на колесо, вычисленное по формуле (1), для каждого измерения должно находиться в пределах допускаемой абсолютной погрешности устройства для интервала измерения массы, приходящейся на колесо, приведенные в таблице 1.

8.5 Проверка режима измерений массы вагона
  • 8.5.1 Проверка проводится с помощью контрольного вагона.

  • 8.5.2 Подготавливают контрольный вагон.

  • 8.5.3 Действительное значение массы контрольного вагона, Мд, кг, определяют на контрольных весах одним из двух способов:

  • - на весах для статического взвешивания по ГОСТ OIML R 76-1 - с остановкой и расцепкой;

  • - на весах для взвешивания вагонов в движении по ГОСТ 8.647 - в движении при трёхкратном прокатывании в двух направлениях и взвешивании без остановки и расцепки. За действительное значение массы контрольного вагона принимают среднее арифметическое значение результатов шести взвешиваний.

  • 8.5.4 Устройство включают в режиме измерения массы вагона, указывая количество колес п равным числу колес взвешиваемого вагона.

  • 8.5.5 Массу контрольного вагона, Ми, кг, определяют в соответствии с документом «Методика измерений массы железнодорожного вагона с применением устройства ВИУ1»(далее методика измерений) два раза.

  • 8.5.6 Расхождение между двумя результатами измерений не должны превышать 2,77 or, кг, где or - стандартное (среднеквадратическое) отклонение воспроизводимости в соответстствии с Методикой измерений (справочно приведено в приложении Б).

  • 8.5.7 Проверяют правильность расчета суммарной массы вагона устройством, для чего считывают из памяти устройства измеренные значения массы, приходящиеся на каждое колесо вагона, их сумма, кг, не должна отличаться от значения, Ми, кг„ более, чем на 50 кг.

  • 8.5.8 Для каждого из двух измерений рассчитывают значения абсолютной погрешности измерений массы вагона по формуле

Дв= Ми - Мд.                                   (3)

  • 8.5.9 Значения абсолютной погрешности измерений массы вагона Ав, кг, для каждого измерения должно находиться в пределах допускаемой абсолютной погрешности устройства, приведенных в таблице 1. Полученные результаты заносят в таблицу протокола поверки (по форме таблицы А.З Приложения А).

9 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ
  • 9.1 Результаты поверки оформляют протоколом по форме, приведенной в рекомендуемом приложении А.

  • 9.2 Положительные результаты поверки устройства оформляют записью в руководстве по эксплуатации, заверенной подписью поверителя, и наносят оттиск поверительного клейма. Допускается оформление результатов поверки выдачей свидетельства о поверке установленной формы в соответствии с Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815. Знак поверки в этом случае наносят на свидетельство о поверке в виде оттиска поверительного клейма. Так же, при положительных результатах первичной поверки, градуировочную таблицу заносят в руководство по эксплуатации устройства.

  • 9.3 При отрицательных результатах поверки выдают извещение о непригодности устройства установленной формы в соответствии с Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815 и делают соответствующую отметку в руководстве по эксплуатации, ранее выданное свидетельство о поверке (при наличии) аннулируют.

Заведующий лабораторией 233 ФГУП «УНИИМ»

Зам. заведующего лабораторией 233 ФГУП «УНИИМ»

Ю.Р. Шимолин

Трибушевская

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(рекомендуемое) ФОРМА ПРОТОКОЛА ПОВЕРКИ

Протокол поверки (первичной, периодической) №________

А.1 Наименование и обозначение СИ Устройства весоизмерительные для железнодорожных вагонов ВИУ1__________________________

А.2 Изготовитель Общество с ограниченной ответственностью «Промстройкомплект» (ООО «Промстройкомплект»), ИНН 6674232070

А.З Год изготовления__

А.4 Заводской номер___________________________

А.5 Поверка проведена по документу: МП 86-233-2019 «ГСИ. Устройства весоизмерительные для железнодорожных вагонов ВИУ1. Методика поверки».__________________________

А.6 Средства поверки______________________________________________________________________________________________

наименование, тип эталонов, СИ и вспомогательных средств, применяемых при поверке, срок действия свидетельства о поверке

А.7 Условия поверки________________________________________________________________________

А.8 Результаты внешнего осмотра_______________________________________________________________________

А.9 Результаты опробования_____________________

А. 10 Определение метрологических характеристик

Таблица А.1 - Проверка цены единицы наименьшего разряда кода АЦП

Значения нагрузок градуировочной характеристики, кг

Значения кода АЦП

Цена единицы наименьшего разряда кода АЦП (/ii=bPJbZi)y кг

Примечания

Pi

АЛ

Z,

AZ,

2000

1000

3000

7000

1000

8000

14000

1000

15000

Таблица А.2 - Определение абсолютной погрешности измерений массы, приходящейся на колесо

Номинальное значение задаваемой массы, кг

Показания стенда поверочного, ти, кг

Показания устройства ВИУ1, /77и/, кг

Показания стенда поверочного, /77с/, кг

Показания устройства

ВИУ1,

/77и/, КГ

Показания стенда поверочного, ГПа, кг

Показания устройства

ВИУ1, /Пи/, КГ

Наибольшее значение абсолютной погрешности измерений, Д/, кг

Пределы допускаемой абсолютной погрешности, кг

1

2

2000

±50

3000

±100

4000

5000

6000

8000

10000

12000

±150

14000

15000

Таблица А.З - Определение абсолютной погрешности измерений массы вагона

Масса контрольного вагона, mci, т

№ колеса,

/

Показания устройства ВИУ1, /И и/, кг

Абсолютная погрешность измерения, Ав, кг

Показания устройства

ВИУ1,

/Ии/, КГ

Абсолютная погрешность измерения, Ав, кг

Размах

(допускаемый по

МИ), кг

Пределы допускаемой абсолютной погрешности, кг

1

2

3

• • • •

п

Ми

И - MJ

А. 11 Заключение по результатам поверки

признано годным (негодным) к применению

Устройство весоизмерительное для железнодорожных вагонов ВИУ1 зав. № Выдано Свидетельство о поверке (Извещение о непригодности) от «___»____________20___г. №___________________________

Поверку проводил__________________ ___________________________

подпись                          инициалы, фамилия

Дата проведения поверки «___»_________20___г.

Организация, проводившая поверку________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное) ПРИПИСАННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДИКИ ИЗМЕРЕНИЙ МАССЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА С ПРИМЕНЕНИЕМ УСТРОЙСТВА ВИУ1

Таблица Б.1 - Диапазон измерений, значения характеристики погрешности и ее составляющих

Измеряемая величина

Диапазон измерений, т

Интервал измерений массы, приходящейся на колесо, т (кг)

Границы допускаемой абсолютной погрешности измерений массы при доверительной вероятности Р=0,95, т

Среднеквадратическое отклонение воспроизводимости

(TR, Т

Обозначение

Значение

Обозначение

Значение

Масса, приходящаяся на колесо

от 2,00 до 15,00

от 2,00 до 2,50 вкл. (от 2000 до 2500 вкл.)

Д1

±0,05

CR1

0,019

св. 2,50 до 10,00 вкл. (св. 2500 до 10000 вкл.)

Аг

±0,10

tfR2

0,041

св. 10,00 до 15,00 вкл. (св. 10000 до 15000 вкл.)

Аз

±0,15

<7R3

0,058

Масса вагона

от 8,0 до 240,0

от 2,00 до 15,00 вкл. (от 2000 до 15000 вкл.)

Ав

±(Аг/?1±А2 «2± А3 И3) (*)

0RB

0ЪГЛ1+ ОХ2 «2± <TR3 «3 (*)

* - «1, «2, из - количество колес взвешиваемого вагона, масса которых относится к соответствующему интервалу измерений массы, приходящейся на колесо (ю+иг+кз = N, где N - общее число колес вагона).

10

Настройки внешнего вида
Цветовая схема

Ширина

Левая панель