Методика поверки «Устройства для измерений углов установки колес автомобилей серии Техно Вектор» (МП АПМ 29-19)

Методика поверки

Тип документа

Устройства для измерений углов установки колес автомобилей серии Техно Вектор

Наименование

МП АПМ 29-19

Обозначение документа

ООО Автопрогресс-М

Разработчик

904 Кб
1 файл

ЗАГРУЗИТЬ ДОКУМЕНТ

  

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор ООО «Автопрогресс-М»

Устройства для измерений углов установки колес автомобилей серии Техно Вектор

МЕТОДИКА ПОВЕРКИ

МП АПМ 29-19

г. Москва

2019 г.

Настоящая методика поверки распространяется на Устройства для измерений углов установки колес автомобилей серии Техно Вектор, производства ООО «Технокар», г. Тула Тульской области (далее - стенды) и устанавливает методику их первичной и периодической поверки.

Интервал между поверками - 1 год.

1 Операции поверки

При проведении поверки должны выполняться операции, указанные в таблице 1. Таблица 1

Наименование этапа поверки

№ пхнкта документа по поверке

Проведение операции при

первичной поверке

периоди ческой поверке

1

Внешний осмотр

7.1

Да

Да

2

Опробование

7.2

Да

Да

Идентификация программного обеспечения

7.3

Да

Да

4

Определение метрологических характеристик

7.4

-

4.1

Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений хтла развала колес

7.4.1

Да

Да

4.2

Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений угла индивидуального схождения колёс

7.4.2

Да

Да

4.3

Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений хтла поворота управляемых колёс

7.4.3

Да

Да

2 Средства поверки

При проведении поверки должны применяться эталоны и вспомогательные средства, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

№ пункта документа по поверке

Наименование эталонов, вспомогательных средств поверки и их основные метрологические и технические характеристики

7.4.1

Квадрант оптический КО-60М. ±120°. ПГ ±30" (per. № 26905-04)

Вспомогательное оборудование:

Установки угломерные на основе столов поворотных СТ-9 (per. № 72318-18)

  • 7.4.2

  • 7.4.3

Установки хтломерные на основе столов поворотных СТ-9 (per. № 72318-18)

Допускается применять другие средства поверки, обеспечивающие определение метрологических характеристик с точностью, удовлетворяющей требованиям настоящей методики поверки.

3 Требования к квалификации поверителей
  • 3.1 К проведению поверки допускаются лица, изучившие эксплуатационные документы и настоящую методик} на стенды.

  • 3.2 Поверка должна осуществляться совместно с оператором, имеющим достаточные знания и опыт работы с данными средствами измерений.

4 Требования безопасности
  • 4.1 Перед проведением поверки следует изучить техническое описание и эксплуатационную документацию на поверяемый стенд и приборы, применяемые при поверке.

  • 4.2 К поверке допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности при работе на электроустановках.

  • 4.3 Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие работы:

все детали стенда и средств поверки должны быть очищены от пыли и грязи: поверяемый стенд и приборы. \-частвуюшие в поверке, должны быть заземлены.

5 Условия проведения поверки

При проведении поверки должны соблюдаться следующие нормальные условия измерений:

температура окружающей среды. °C                         20±5

6 Подготовка к поверке

Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

проверить наличие действующих свидетельств о поверке на средства поверки: стенд и средства поверки привести в рабочее состояние в соответствии с их эксплуатационной документацией:

стенд и средства поверки должны быть установлены в условиях, обеспечивающих отсхтствия механических воздействий (вибрация, деформация, сдвиги) и температурных воздействий:

при необходимости, для поверяемого образца стенда должна быть выполнена процедура калибровки согласно эксплуатационной документации и требованиям изготовителя.

  • 7 Проведение поверки

7.1 Внешний осмотр

При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие стенда следующим требованиям:

наличие маркировки (наименование или товарный знак изготовителя, модификация и заводской номер стенда):

комплектность стенда должна соответствовать эксплуатационной документации: отсутствие механических повреждений и коррозии корпусов узлов и блоков, входящих в комплект стенда, соединительных проводов, сигнальных ламп и индикаторов, а также других повреждений, влияющих на работу: наличие четких надписей и отметок на органах управления.

Если перечисленные требования не выполняются. стенд признают непригодным к применению. дальнейшие операции поверки не производят.

7.2 Опробование

При опробовании должно быть установлено соответствие стенда следующим требованиям:

отсутствие люфтов и смещений в местах соединений блоков и элементов стенда: плавность и равномерность движения подвижных частей стенда: работоспособность всех функциональных режимов.

Если перечисленные требования не выполняются. стенд признают непригодным к применению. дальнейшие операции поверки не производят.

7.3 Идентификация программного обеспечения

При проведении идентификации программного обеспечения необходимо выполнить следующие процедуры:

  • - включить стенд и ПК. входящий в состав стендов:

  • - запустить программное обеспечение «VectorSD» (далее - ПО):

  • - на стартовом экране после запуска ПО в нижней части экрана выбрать меню «Настройки»:

  • - в появившемся окне в правом верхнем углу считать номер версии ПО.

Полученный номер версии встроенного ПО должен быть не ниже, приведённого в

таблице 3.

Таблица 3 - Идентификационные данные программного обеспечения

Идентификационное наименование ПО

«Vectors D»

Номер версии (идентификационный номер ПО), не ниже

2.2.1.1

  • 7.4 Определение метрологических характеристик

7.4.1 Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений угла развала колес
  • 7.4.1.1 Проверку диапазона измерений углов развала колес проводить с помощью квадранта оптического, путем последовательной попарной установки (соответственно на местах размещения передней и задней осей автомобиля) установок угломерных на основе столов поворотных СТ-9 (далее - установки угломерные). Установки угломерные (Рис. 1) размещаются на площадках, устанавливаемых на разгрузочных роликах колесных опор устройства.

Регулировоч ные винты

Регулировочные

винты

Рисунок 1 - Установка угломерная на основе столов поворотных СТ-9

Проверку диапазона измерений выполнить с помощью квадранта оптического, устанавливая по измерительной шкале квадранта углы развала колес автомобиля +8° и -8°.

  • 7.4.1.2 Определение абсолютной погрешности измерений углов развала колес

При определении абсолютной погрешности измерений углов развала колес необходимо использовать квадрант оптический и установки угломерные. Поверку проводить в следующей последовательности:

разместить установки угломерные на площадках так. чтобы установки имитировали переднюю ось автомобиля:

включить и перевести устройство в режим измерений углов развала:

установить оптический квадрант на горизонтальной оси установки угломерной, имитирующей левое переднее колесо автомобиля, как показано на рисунке (Рис. 1);

произвести последовательное наклонение установки угломерной в рабочем диапазоне измерений углов развала передних колес. Углы наклона установки угломерной задавать путем поворота диска, имитирующего колесо автомобиля вокруг оси А-А (Рис. 2) с помощью нижних регулировочных винтов. Выполнить измерения не менее чем в семи точках, равномерно распределенных по диапазону измерений углов развала колес автомобиля последовательно увеличивая угол

наклона от -15" до +15" (прямой ход) и уменьшая угол наклона от +15° до -15° (обратный ход), включая нулевую точку диапазона.

Рисунок 2 - Схема измерений утлов развала колес

Результаты измерений, полученные в каждой точке на экране монитора компьютера, заносятся в протокол. Показания фиксируются после успокоения измерительной цепи: установка угломерная - оптоэлектронный датчик поверяемого колеса, т. е. примерно через 30 - 40 сек после достижения измеряемого значения в выбранной точке диапазона.

Выполнить процедуры, приведенные выше для правого переднего измерительного блока устройства. Результаты измерений занести в протокол.

снять со специальных площадок передней оси установки угломерные; разместить установки угломерные на площадках задних колес. Установки угломерные в этом случае имитируют заднюю ось автомобиля:

выполнить процедуры пункта 7.4.1.2 и провести измерения углов развала для задних левого и правого измерительных блоков устройства.

  • 7.4.1.3 Обработка результатов и определение погрешностей измерений

Определение погрешностей измерений для каждого из оптоэлектронных датчиков измерений утла развала всех измерительных блоков стенда производится в процессе обработки результатов проведенных измерений и полученных градуировочных таблиц в следующем порядке:

вычислить среднеарифметическое значение результатов измерений утла на каждой ступени (icp.

(1).

где

а, - значение утла на /-той ступени. °; п - количество измерений (не менее 5).

рассчитать на /-той ступени абсолютную погрешность измерений колес автомобиля А,‘.

ct — сс <-Р, где (lociicmei - значение угла на /-той ступени заданное по эталонному средств}’ измерений. °.

За окончательный результат принять наибольшее полученное значение J, из всех расчетов абсолютной погрешности измерений.

  • 7.4.1.4 Результаты поверки по данном} пункту настоящей методики считать положительными, если диапазон измерений углов развала колес автомобиля соответствует значениям ±8°.

Результаты поверки по данному пункту настоящей методики считать положительными, если полученное значение абсолютной погрешностей измерений углов развала колес автомобиля в диапазоне измерений не выходит за пределы ±5'.

7.4.2 Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений угла индивидуального схождения колес
  • 7.4.2.1 Проверь'} диапазона измерений углов индивидуального схождения колес проводить с использованием установокугломерных.

Для выполнения поверки установки угломерные последовательно размещаются попарно, вначале на площадках, предназначенных для установки передней оси. а затем на площадках, предназначенных для установки задней оси автомобиля.

Диапазон измерений углов индивидуального схождения колес проверяется путем задания с помощью измерительной шкалы установок угломерных значений углов индивидуального схождения колес автомобиля +5° и -5°.

Схема измерений приведена на рис}нке 3.

7.4.2.2 Определение абсолютной погрешности измерений углов индивидуального схождения колес

При определении абсолютной погрешности измерений углов индивидуального схождения колес необходимо использовать установки угломерные. Поверку проводить в

D

Рисунок 3 - Схема измерений углов индивидуального схождения колес

разместить установки угломерные на площадках передней оси устройства. У становки утломерные должны имитировать переднюю ось автомобиля: включить и перевести устройство в режим измерений углов индивидуального схождения колес:

произвести последовательный поворот диска установки утломерной в рабочем диапазоне измерений углов индивидуального схождения передних колес. Углы схождения на установке угломерной задавать путем поворота диска, имитирующего колесо автомобиля вокруг оси D-D (Рис. 3) с помощью установочного маховика установки угломерной. Выполнить измерения не менее чем в десяти точках, равномерно распределенных по диапазону измерений утлов схождения колес автомобиля последовательно увеличивая утол схождения от -5° до +5° (прямой ход) и уменьшая утол наклона от +5° до -5° (обратный ход), включая нулевую точку диапазона:

результаты измерений, полученные в каждой точке на экране монитора компьютера, заносятся в протокол. Показания фиксируются после успокоения измерительной цепи: установка утломерная - оптоэлектронный датчик поверяемого колеса, т. е. примерно через 30 - 40 сек после достижения измеряемого значения в выбранной точке диапазона:

выполнить процедуры получения измерений, приведенные выше для правого измерительного блока устройства. Результаты измерений занести в протокол: снять с площадок передней оси установки угломерные:

разместить установки угломерные на площадках задней оси устройства. Установки угломерные должны имитировать заднюю ось автомобиля:

выполнить процедуры пункта 7.4.2.2 и провести измерения утлов индивидуального схождения колес задних левого и правого измерительных блоков устройства.

Результаты поверки по данному пункту настоящей методики считать положительными, если диапазон измерений углов индивидуального схождения колес автомобиля соответствует значениям ±5°, если полученное значение абсолютной погрешности измерений углов индивидуального схождения колес автомобиля в диапазоне измерений не выходит за пределы ±5'.

7.4.3 Определение диапазона и абсолютной погрешности измерении угла поворота управляемых колёс
  • 7.4.2.1. Проверку диапазона измерений максимального угла поворота управляемых колес проводить с использованием установок угломерных.

Измерительные блоки стенда устанавливаются на установки утломерные последовательно попарно, вначале передние, а затем задние.

Диапазон измерений максимального угла поворота управляемых колес проверяется путем задания с помощью измерительной шкалы установок угломерных значений утлов максимального утла поворота управляемых колес грузовых автотранспортных средств +55° и -55°.

Схема измерений приведена на Рис. 4.

Показания по стенду при заданном угле:

  • - 55° должны находиться в диапазоне: (от +54°30’ до +55°30’);

  • - -55° должны находиться в диапазоне: (от -54°30* до -55°30’).

  • 7.4.2.2. Определение абсолютной погрешности измерений максимального утла поворота управляемых колес.

При определении абсолютной погрешности измерений максимального утла поворота управляемых колес необходимо использовать установки утломерные. Поверку проводить в следующей последовательности:

разместить установки угломерные на площадках передней оси устройства. Установки угломерные должны имитировать переднюю ось автомобиля: включить и перевести устройство в режим измерений максимального утла поворота управляемых колес:

произвести поворот диска установки угломерной в рабочем диапазоне измерений максимального угла поворота управляемых колес. Углы установке угломерной задавать путем поворота диска, имитирующего колесо автомобиля вокруг оси D-D (Рис. 3) с помощью установочного маховика установки угломерной. Выполнить измерения от 0 до ±55° не менее пяти раз:

результаты измерений, полученные в каждой точке на экране монитора компьютера, заносятся в протокол. Показания фиксируются после успокоения измерительной цепи: установка утломерная - оптоэлектронный датчик поверяемого колеса, т. е. примерно через 30 - 40 сек после достижения измеряемого значения в выбранной точке диапазона:

выполнить процедуры получения измерений, приведенные выше для правого измерительного блока устройства. Результаты измерений занести в протокол: снять с площадок передней оси установки угломерные:

разместить установки утломерные на площадках задней оси устройства. Установки утломерные должны имитировать заднюю ось автомобиля:

выполнить процедуры пункта 7.4.2.2. и провести измерения утлов индивидуального схождения колес задних левого и правого измерительных блоков устройства.

Результаты поверки по данному пункту настоящей методики считать положительными, если диапазон измерений максимального утла поворота управляемых колес автомобиля соответствует значениям ±55°. если полученное значение абсолютной погрешности измерений максимального угла поворота управляемых колес автомобиля в диапазоне измерений не выходит за пределы ±30'.

8 Оформление результатов поверки
  • 8.1 Результаты поверки оформляются протоколом, составленным в виде сводной таблицы результатов поверки по каждому пункту раздела 7 настоящей методики поверки.

  • 8.2 При положительных результатах поверки стенд признается пригодным к применению и на него выдается свидетельство о поверке установленной формы. Знак поверки наносится на свидетельство о поверке в виде наклейки и/или оттиска доверительного клейма.

  • 8.3 При отрицательных результатах поверки, стенд признается непригодным к применению и на него выдается извещение о непригодности установленной формы с указанием основных причин.

Руководитель отдела ООО «Автопрогресс-М»

В.И. Скрипник

8

Настройки внешнего вида
Цветовая схема

Ширина

Левая панель