Методика поверки «Устройства для измерений углов установки колес автомобилей серии Техно Вектор» (МП АПМ 29-19)
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор ООО «Автопрогресс-М»
Устройства для измерений углов установки колес автомобилей серии Техно Вектор
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ
МП АПМ 29-19
г. Москва
2019 г.
Настоящая методика поверки распространяется на Устройства для измерений углов установки колес автомобилей серии Техно Вектор, производства ООО «Технокар», г. Тула Тульской области (далее - стенды) и устанавливает методику их первичной и периодической поверки.
Интервал между поверками - 1 год.
1 Операции поверки
При проведении поверки должны выполняться операции, указанные в таблице 1. Таблица 1
№ № |
Наименование этапа поверки |
№ пхнкта документа по поверке |
Проведение операции при | |
первичной поверке |
периоди ческой поверке | |||
1 |
Внешний осмотр |
7.1 |
Да |
Да |
2 |
Опробование |
7.2 |
Да |
Да |
Идентификация программного обеспечения |
7.3 |
Да |
Да | |
4 |
Определение метрологических характеристик |
7.4 |
- | |
4.1 |
Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений хтла развала колес |
7.4.1 |
Да |
Да |
4.2 |
Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений угла индивидуального схождения колёс |
7.4.2 |
Да |
Да |
4.3 |
Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений хтла поворота управляемых колёс |
7.4.3 |
Да |
Да |
2 Средства поверки
При проведении поверки должны применяться эталоны и вспомогательные средства, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
№ пункта документа по поверке |
Наименование эталонов, вспомогательных средств поверки и их основные метрологические и технические характеристики |
7.4.1 |
Квадрант оптический КО-60М. ±120°. ПГ ±30" (per. № 26905-04) Вспомогательное оборудование: Установки угломерные на основе столов поворотных СТ-9 (per. № 72318-18) |
|
Установки хтломерные на основе столов поворотных СТ-9 (per. № 72318-18) |
Допускается применять другие средства поверки, обеспечивающие определение метрологических характеристик с точностью, удовлетворяющей требованиям настоящей методики поверки.
3 Требования к квалификации поверителей-
3.1 К проведению поверки допускаются лица, изучившие эксплуатационные документы и настоящую методик} на стенды.
-
3.2 Поверка должна осуществляться совместно с оператором, имеющим достаточные знания и опыт работы с данными средствами измерений.
-
4.1 Перед проведением поверки следует изучить техническое описание и эксплуатационную документацию на поверяемый стенд и приборы, применяемые при поверке.
-
4.2 К поверке допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности при работе на электроустановках.
-
4.3 Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие работы:
все детали стенда и средств поверки должны быть очищены от пыли и грязи: поверяемый стенд и приборы. \-частвуюшие в поверке, должны быть заземлены.
5 Условия проведения поверкиПри проведении поверки должны соблюдаться следующие нормальные условия измерений:
температура окружающей среды. °C 20±5
6 Подготовка к поверкеПеред проведением поверки должны быть выполнены следующие подготовительные работы:
проверить наличие действующих свидетельств о поверке на средства поверки: стенд и средства поверки привести в рабочее состояние в соответствии с их эксплуатационной документацией:
стенд и средства поверки должны быть установлены в условиях, обеспечивающих отсхтствия механических воздействий (вибрация, деформация, сдвиги) и температурных воздействий:
при необходимости, для поверяемого образца стенда должна быть выполнена процедура калибровки согласно эксплуатационной документации и требованиям изготовителя.
-
7 Проведение поверки
При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие стенда следующим требованиям:
наличие маркировки (наименование или товарный знак изготовителя, модификация и заводской номер стенда):
комплектность стенда должна соответствовать эксплуатационной документации: отсутствие механических повреждений и коррозии корпусов узлов и блоков, входящих в комплект стенда, соединительных проводов, сигнальных ламп и индикаторов, а также других повреждений, влияющих на работу: наличие четких надписей и отметок на органах управления.
Если перечисленные требования не выполняются. стенд признают непригодным к применению. дальнейшие операции поверки не производят.
7.2 ОпробованиеПри опробовании должно быть установлено соответствие стенда следующим требованиям:
отсутствие люфтов и смещений в местах соединений блоков и элементов стенда: плавность и равномерность движения подвижных частей стенда: работоспособность всех функциональных режимов.
Если перечисленные требования не выполняются. стенд признают непригодным к применению. дальнейшие операции поверки не производят.
7.3 Идентификация программного обеспеченияПри проведении идентификации программного обеспечения необходимо выполнить следующие процедуры:
-
- включить стенд и ПК. входящий в состав стендов:
-
- запустить программное обеспечение «VectorSD» (далее - ПО):
-
- на стартовом экране после запуска ПО в нижней части экрана выбрать меню «Настройки»:
-
- в появившемся окне в правом верхнем углу считать номер версии ПО.
Полученный номер версии встроенного ПО должен быть не ниже, приведённого в
таблице 3.
Таблица 3 - Идентификационные данные программного обеспечения
Идентификационное наименование ПО |
«Vectors D» |
Номер версии (идентификационный номер ПО), не ниже |
2.2.1.1 |
-
7.4 Определение метрологических характеристик
-
7.4.1.1 Проверку диапазона измерений углов развала колес проводить с помощью квадранта оптического, путем последовательной попарной установки (соответственно на местах размещения передней и задней осей автомобиля) установок угломерных на основе столов поворотных СТ-9 (далее - установки угломерные). Установки угломерные (Рис. 1) размещаются на площадках, устанавливаемых на разгрузочных роликах колесных опор устройства.
Регулировоч ные винты
Регулировочные
винты
Рисунок 1 - Установка угломерная на основе столов поворотных СТ-9
Проверку диапазона измерений выполнить с помощью квадранта оптического, устанавливая по измерительной шкале квадранта углы развала колес автомобиля +8° и -8°.
-
7.4.1.2 Определение абсолютной погрешности измерений углов развала колес
При определении абсолютной погрешности измерений углов развала колес необходимо использовать квадрант оптический и установки угломерные. Поверку проводить в следующей последовательности:
разместить установки угломерные на площадках так. чтобы установки имитировали переднюю ось автомобиля:
включить и перевести устройство в режим измерений углов развала:
установить оптический квадрант на горизонтальной оси установки угломерной, имитирующей левое переднее колесо автомобиля, как показано на рисунке (Рис. 1);
произвести последовательное наклонение установки угломерной в рабочем диапазоне измерений углов развала передних колес. Углы наклона установки угломерной задавать путем поворота диска, имитирующего колесо автомобиля вокруг оси А-А (Рис. 2) с помощью нижних регулировочных винтов. Выполнить измерения не менее чем в семи точках, равномерно распределенных по диапазону измерений углов развала колес автомобиля последовательно увеличивая угол
наклона от -15" до +15" (прямой ход) и уменьшая угол наклона от +15° до -15° (обратный ход), включая нулевую точку диапазона.
Рисунок 2 - Схема измерений утлов развала колес
Результаты измерений, полученные в каждой точке на экране монитора компьютера, заносятся в протокол. Показания фиксируются после успокоения измерительной цепи: установка угломерная - оптоэлектронный датчик поверяемого колеса, т. е. примерно через 30 - 40 сек после достижения измеряемого значения в выбранной точке диапазона.
Выполнить процедуры, приведенные выше для правого переднего измерительного блока устройства. Результаты измерений занести в протокол.
снять со специальных площадок передней оси установки угломерные; разместить установки угломерные на площадках задних колес. Установки угломерные в этом случае имитируют заднюю ось автомобиля:
выполнить процедуры пункта 7.4.1.2 и провести измерения углов развала для задних левого и правого измерительных блоков устройства.
-
7.4.1.3 Обработка результатов и определение погрешностей измерений
Определение погрешностей измерений для каждого из оптоэлектронных датчиков измерений утла развала всех измерительных блоков стенда производится в процессе обработки результатов проведенных измерений и полученных градуировочных таблиц в следующем порядке:
вычислить среднеарифметическое значение результатов измерений утла на каждой ступени (icp.
(1).
где
а, - значение утла на /-той ступени. °; п - количество измерений (не менее 5).
рассчитать на /-той ступени абсолютную погрешность измерений колес автомобиля А,‘.
ct — сс <-Р, где (lociicmei - значение угла на /-той ступени заданное по эталонному средств}’ измерений. °.
За окончательный результат принять наибольшее полученное значение J, из всех расчетов абсолютной погрешности измерений.
-
7.4.1.4 Результаты поверки по данном} пункту настоящей методики считать положительными, если диапазон измерений углов развала колес автомобиля соответствует значениям ±8°.
Результаты поверки по данному пункту настоящей методики считать положительными, если полученное значение абсолютной погрешностей измерений углов развала колес автомобиля в диапазоне измерений не выходит за пределы ±5'.
7.4.2 Определение диапазона и абсолютной погрешности измерений угла индивидуального схождения колес-
7.4.2.1 Проверь'} диапазона измерений углов индивидуального схождения колес проводить с использованием установокугломерных.
Для выполнения поверки установки угломерные последовательно размещаются попарно, вначале на площадках, предназначенных для установки передней оси. а затем на площадках, предназначенных для установки задней оси автомобиля.
Диапазон измерений углов индивидуального схождения колес проверяется путем задания с помощью измерительной шкалы установок угломерных значений углов индивидуального схождения колес автомобиля +5° и -5°.
Схема измерений приведена на рис}нке 3.
7.4.2.2 Определение абсолютной погрешности измерений углов индивидуального схождения колес
При определении абсолютной погрешности измерений углов индивидуального схождения колес необходимо использовать установки угломерные. Поверку проводить в
D
Рисунок 3 - Схема измерений углов индивидуального схождения колес
разместить установки угломерные на площадках передней оси устройства. У становки утломерные должны имитировать переднюю ось автомобиля: включить и перевести устройство в режим измерений углов индивидуального схождения колес:
произвести последовательный поворот диска установки утломерной в рабочем диапазоне измерений углов индивидуального схождения передних колес. Углы схождения на установке угломерной задавать путем поворота диска, имитирующего колесо автомобиля вокруг оси D-D (Рис. 3) с помощью установочного маховика установки угломерной. Выполнить измерения не менее чем в десяти точках, равномерно распределенных по диапазону измерений утлов схождения колес автомобиля последовательно увеличивая утол схождения от -5° до +5° (прямой ход) и уменьшая утол наклона от +5° до -5° (обратный ход), включая нулевую точку диапазона:
результаты измерений, полученные в каждой точке на экране монитора компьютера, заносятся в протокол. Показания фиксируются после успокоения измерительной цепи: установка утломерная - оптоэлектронный датчик поверяемого колеса, т. е. примерно через 30 - 40 сек после достижения измеряемого значения в выбранной точке диапазона:
выполнить процедуры получения измерений, приведенные выше для правого измерительного блока устройства. Результаты измерений занести в протокол: снять с площадок передней оси установки угломерные:
разместить установки угломерные на площадках задней оси устройства. Установки угломерные должны имитировать заднюю ось автомобиля:
выполнить процедуры пункта 7.4.2.2 и провести измерения утлов индивидуального схождения колес задних левого и правого измерительных блоков устройства.
Результаты поверки по данному пункту настоящей методики считать положительными, если диапазон измерений углов индивидуального схождения колес автомобиля соответствует значениям ±5°, если полученное значение абсолютной погрешности измерений углов индивидуального схождения колес автомобиля в диапазоне измерений не выходит за пределы ±5'.
7.4.3 Определение диапазона и абсолютной погрешности измерении угла поворота управляемых колёс-
7.4.2.1. Проверку диапазона измерений максимального угла поворота управляемых колес проводить с использованием установок угломерных.
Измерительные блоки стенда устанавливаются на установки утломерные последовательно попарно, вначале передние, а затем задние.
Диапазон измерений максимального угла поворота управляемых колес проверяется путем задания с помощью измерительной шкалы установок угломерных значений утлов максимального утла поворота управляемых колес грузовых автотранспортных средств +55° и -55°.
Схема измерений приведена на Рис. 4.
Показания по стенду при заданном угле:
-
- 55° должны находиться в диапазоне: (от +54°30’ до +55°30’);
-
- -55° должны находиться в диапазоне: (от -54°30* до -55°30’).
-
7.4.2.2. Определение абсолютной погрешности измерений максимального утла поворота управляемых колес.
При определении абсолютной погрешности измерений максимального утла поворота управляемых колес необходимо использовать установки утломерные. Поверку проводить в следующей последовательности:
разместить установки угломерные на площадках передней оси устройства. Установки угломерные должны имитировать переднюю ось автомобиля: включить и перевести устройство в режим измерений максимального утла поворота управляемых колес:
произвести поворот диска установки угломерной в рабочем диапазоне измерений максимального угла поворота управляемых колес. Углы установке угломерной задавать путем поворота диска, имитирующего колесо автомобиля вокруг оси D-D (Рис. 3) с помощью установочного маховика установки угломерной. Выполнить измерения от 0 до ±55° не менее пяти раз:
результаты измерений, полученные в каждой точке на экране монитора компьютера, заносятся в протокол. Показания фиксируются после успокоения измерительной цепи: установка утломерная - оптоэлектронный датчик поверяемого колеса, т. е. примерно через 30 - 40 сек после достижения измеряемого значения в выбранной точке диапазона:
выполнить процедуры получения измерений, приведенные выше для правого измерительного блока устройства. Результаты измерений занести в протокол: снять с площадок передней оси установки угломерные:
разместить установки утломерные на площадках задней оси устройства. Установки утломерные должны имитировать заднюю ось автомобиля:
выполнить процедуры пункта 7.4.2.2. и провести измерения утлов индивидуального схождения колес задних левого и правого измерительных блоков устройства.
Результаты поверки по данному пункту настоящей методики считать положительными, если диапазон измерений максимального утла поворота управляемых колес автомобиля соответствует значениям ±55°. если полученное значение абсолютной погрешности измерений максимального угла поворота управляемых колес автомобиля в диапазоне измерений не выходит за пределы ±30'.
8 Оформление результатов поверки-
8.1 Результаты поверки оформляются протоколом, составленным в виде сводной таблицы результатов поверки по каждому пункту раздела 7 настоящей методики поверки.
-
8.2 При положительных результатах поверки стенд признается пригодным к применению и на него выдается свидетельство о поверке установленной формы. Знак поверки наносится на свидетельство о поверке в виде наклейки и/или оттиска доверительного клейма.
-
8.3 При отрицательных результатах поверки, стенд признается непригодным к применению и на него выдается извещение о непригодности установленной формы с указанием основных причин.
Руководитель отдела ООО «Автопрогресс-М»
В.И. Скрипник
8