Методика поверки «Стенды для измерения тормозной силы и проверки эффективности тормозов автотранспортных средств серии BSA моделей 250, 251, 305, 331, 332 N, 310 фирмы "Robert BOSCH GmbH", Германия"» (Код не указан!)
УТВЕРЖДАЮ
АХ. Евдокимов
Руководитель ГЦИ CPI-генерального директора ФГУ «РОСТЕСТ-Москва»
2002 г.
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ
1. ВВЕДЕНИЕ.Настоящая методика предусматривает объём и последовательность проведения операций • периодической поверки стендов для измерения тормозной силы и проверки эффективности тормозов автотранспортных средств серии BSA моделей 250, 251, 305, 331, 332 N,310 фирмы ’’Robert BOSCH GmbH0, Германия, (далее по тексту стенд) в качестве рабочего средства измерений. Межповерочный интервал - 1 год.
2.ОПЕРАЦИИ ПОВЕРКИ
При проведении поверки необходимо выполнять операции, указанные в табл. I. Таблица 1_____ ___
Наименование операции |
№ пункта методики |
Внешний осмотр Опробование Определение метрологических характеристик Определение погрешности измерений тормозной силы Определение погрешности измерения силы, создаваемой на педали тормоза Определение погрешности измерений статической нагрузки на ось автомобиля |
6.1 6.2 6.3
|
3. СРЕДСТВА ПОВЕРКИ
При проведении поверки необходимо применять средства, указанные в табл.2. Таблица 2 _________ ____
NN пп |
Наименование и тип средства поверки |
Основные технические характеристики |
1. |
Гири образцовые |
Масса 20 кг х5 ГОСТ 7328-82 |
2. |
Гири образцовые |
Масса 500 кг хб, (х 16) ГОСТ 7328-82 |
э. |
Динамометр |
ДОСМ (0-50 кН; 3 разряд) ГОСТ 13782-68 |
4. |
Силоизмерительный рычаг |
Аттестованное нестандартное оборудование |
Примечание 1. Вместо указанных в таблице средств измерений разрешается применять другие с аналогичными характеристиками.
Примечание 2. Количество образцовых гирь по п.п. 1,2 варьируется в зависимости от модели поверяемого стенда.
4. УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ. При проведении поверки должны соблюдаться следующие условия;
- температура окружающей среды, °C
-относительная влажность воздуха, %
-атмосферное давление, кПа.........................,..........
-напряжение и частота питающей сети, В , Гц 220 (+10;-15 %), 50±1
5. ПОДГОТОВКА К ПОВЕРКЕ.-
5.1. Перед проведениехМ поверки следует изучить техническое описание и руководство по эксплуатации на поверяемый стенд и приборы, применяемые при поверке.
-
5.2. К поверке допускаются лица, прешедшие инструктаж по технике безопасности при работе на электроустановках.
-
5.3. Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие работы:
-
- все детали стенда и средств метрологической аттестации должны быть очищены от пыли и грязи;
-
- стенды должны быть заземлены.
-
6. ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ
-
6.1.1. Комплектность стенда должна соответствовать разделу "Комплект поставки" его паспорта (или другой НД).
-
6.1.2. Внешний вид, маркировка стенда должны соответствовать разделу "Внешний вид" и "Маркировка" его паспорта.
Опробование стенда производить визуально путём включения согласно НД на него в следующей последовательности:
« включить стенд;
-
• выбрать одну из тестовых программ для проверки автомобиля;
-
• установить по запросу программы переднюю ось автомобиля на блоки роликов стенда;
-
• следуя алгоритму проверки автомобиля на стенде, установить работоспособность тензодатчиков взвешивания и тензодатчиков силоизмерительных устройств для контроля тормозных систем левого и правого блоков роликов стенда. В ходе выполнения теста на экране приборной стойки должны появиться показания статической нагрузки на ось автомобиля, а затем диаграмма и цифровые данные тормозных сил, развиваемых левым и правым колесами автомобиля-
функции стенда должны соответствовать НД на него.
6.3. Определение метрологических характеристик стенда.-
• 6.3.1 включить комплекс;
-
• установить сило измерительный рычаг на левый блок роликов согласно разделу «Калибровка» РЭ;
-
• вызвать тестовую программу проверки тормозных силоизмерительных датчиков: Внимание! Вход в режим калибровки, как и пароль доступа в этот режим, может изменяться для каждого образца стенда и должен быть получен у представителей фирмы-изготовителя.
-
• далее, следуя алгоритму программы калибровки, произвести поверку левого силоизмерительного устройства;
Образцовые значения сил задаются по отсчетному устройству динамометра, устанавливаемого в одно из плеч калибровочного приспособления. Через другое плечо усилия прикладываются к тензометрическим датчикам силоизмерительного устройства тормозного стенда.
Измерения проводятся в пяти точках диапазона измерений комплекса. Для этого последовательно на динамометре устанавливаются значения нагрузок соответствующие 1.2, 3, 4.5 и 6 кН для легкового варианта комплекса. Для грузового варианта нагрузки должны соответствовать 5, 10, 15,20,25 и 30 кН.
-
■ после проведения цикла измерений, вторично считать показания нулевой нагрузки силоизмерительного устройства;
-
■ аналогичные измерения провести для правого блока роликов; Относительная погрешность измерений определяется по формуле:
хЮ0%
F
■* ЛСЙСГ
Ега>м - показания тормозной силы на экране приборной стойки, кН; Fan-iCTll- величина усилия, приложенная к датчику. Задается по шкале образцового динамометра кН.
Относительная погрешность измерений тормозной силы для каждого силонзмери тельного устройства не должна превышать ±3%.
б.3.2.Определение погрешности измерения силы, создаваемой на педали тормоза, проводится в следукицей последовательности:
-
- установить с и л о из мерите ль ное устройство стенда s поверочную платформу с динамометром;
-
- перевести стенд в тестовый режим измерения усилий на педали тормоза. Показание на экране приборной стойки на холостом ходу должно быть равно 0,000 Н;
-
- вращая рукоятку поверочной платформы, последовательно задавать на датчик сипоизмери-тельного устройства силу в 200, 400, 600, 800, 1000 Н, одновременно считывая показания с экрана приборной стойки в каждой точке;
-
- относительная погрешность измерений силы, создаваемой на педали тормоза, определяется по’ формуле:
em.xioo%
Р
1 дсйст
где Рту - показания на экране приборной стойки стенда;
Еейсти - сила, приложенная к датчику с помощью динамометра.
Относительная погрешность измерении сияьн создаваемой на педали тормоза, не должна превышать 5%,
-
6.3.3. Определение погрешности измерения статической нагрузки на ось автомобиля проводится в следующей последовательности:
-
■ повторив два первых пункта методики в разделе 6.3.1вызвать тестовую программу проверки тензодатчиков канала измерения статической нагрузки на ось автомобиля;
• последовательно устанавливая грузы массой 500 кг, вначале на левый блок роликов, а затем на правый я считывая показания с экрана монитора приборной стойки в каждой из измеряемых точек, рассчитать относительную погрешность измерения статической нагрузки на ось автомобиля по формуле:
5=М.СМх,£.х1оо%Mxg
где Мк - показания на экране монитора устройства (результат измерения), кН;
М - масса образцовых грузов, кг;
g - величина ускорения свободного падения.
Относительная погрешность измерения статической нагрузки на ось автомобиля не должна превышать 3%.
7. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ.-
7.1. Стенд, прошедший поверку с положительным результатом, признается годным и допускается к применению. На него выдается свидетельство о поверке по форме» установленной Госстандартом РФ.
-
7.2. Стенд, не удовлетворяющий требованиям п.п. 6.1 - 6.3 настоящей методики, признается непригодным и к применению не допускается. Отрицательные результаты поверки оформляются выдачей извещения о непригодности.