Методика поверки «МАНОМЕТРЫ ШИННЫЕ РУЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ» (Г.Р. 28901-05)
Общество с ограниченной ответственностью «Промышленная компания «Автоприбор»
МАНОМЕТРЫ ШИННЫЕ РУЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕТОДИКА ПОВЕРКИ
„p.u&gcu-osг. Октябрьский 2009 г. которых являются упругий чувствительный элемент в виде трубчатой пружины и рычажный передаточный механизм служащий для преобразования линейного перемещения свободного конца трубчатой пружины в угловое перемещение стрелки манометра. Шинные манометры предназначены для периодического измерения давления в пневматических шинах автомобилей, автобусов, тракторов, мототранспортных средств и различных сельскохозяйственных машин.
Настоящая методика устанавливает методы и средства первичной поверки шинных манометров при выпуске из производства, а также их периодической поверки в процессе эксплуатации.
Межповерочный интервал - 1 год.
1. ОПЕРАЦИИ И СРЕДСТВА ПОВЕРКИ-
1.1. При проведении поверки должны выполняться операции и применяться средства поверки, указанные в таблице 1.
Таблица 1.
Операции поверки |
Номер пунктов настоящей методики |
Средства поверки и их технические характеристики |
Внешний осмотр Опробование Определение погрешности |
|
Эталонный манометр (МО), КТ 0,4; компрессор Р мах= 800 кПа, рессивер V= 8 л, вентильное устройство. |
2. ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ
-
2.1. Температура шинного манометра и окружающего воздуха должна быть в пределах 23 ± 5°С.
-
2.2. Относительная влажность окружающего воздуха должна быть в пределах (60±15)%.
-
2.3. Шинный манометр должен быть присоединен к устройству для создания давления в положении, при котором плоскость его шкалы располагается вертикально. Наконечники манометров (присоединительные головки) должны обеспечивать герметичность присоединения манометров к вентилю шины.
-
2.4. Рабочей средой, создающей давление в шинном манометре должен быть воздух.
-
2.5. Устройство для создания давления должно обеспечивать постоянство значений давления при отсчете показаний.
-
3.1.1. Поверяемые приборы не должны иметь очагов повреждений и загрязнений корпуса, штуцера, стекла, шкалы и стрелки. Защитное покрытие деталей шинных манометров не должно быть повреждено.
-
3.1.2. Стекло, предохраняющее отсчетное устройство, не должно иметь дефектов, препятствующих правильному отсчету показаний.
-
3.1.3. Каждый поверяемый шинный манометр должен иметь согласно ГОСТ 9921-81 маркировку, содержащую:
-
- товарный знак предприятия - изготовителя;
-
- условное обозначение манометра;
-
- год и месяц выпуска манометра;
-
- обозначение стандарта на манометры (ГОСТ 9921-81).
-
3.1.4. Условное обозначение, пределы измерений, цена деления и основная допускаемая абсолютная погрешность шинных манометров (при температуре окружающего воздуха 23±5°С) должна соответствовать значениям, указанным в таблице 2:
Таблица 2.
Модель шинного манометра |
Пределы измерений, кПа (кгс\см2) |
Цена деления шкалы, кПа (кгс\см2) |
Пределы допускаемой основной погрешности не более, кПа (кгс\см2): |
МД 14 |
300-900(3-9) |
25 (0,25) |
±25 (±0,25) |
МД 209 |
40-400(0,4-4) |
15(0,15) |
±15(±0,15) |
МД214 |
50-300(0,5-3) |
10(0,1) |
±10(±0,1) |
МД 227 |
300-900(3-9) |
25(0,25) |
±25(±0,25) |
МД 231 |
200-700(2-7) |
20(0,2) |
±20(±0,2) |
-
3.1.5. Шинные манометры, забракованные при внешнем осмотре, дальнейшей поверке не подлежат.
-
3.1.6. Верхний предел измерений эталонного манометра должен быть не менее верхнего предела измерений поверяемого шинного манометра.
-
3.1.7. Стрелка шинного манометра при отсутствии давления должна устанавливаться на нулевую отметку нажатием кнопки возврата стрелки.
-
3.1.8. Поверка должна производиться на установке, снабженной пневмоаккумулятором (металлическим баллоном) емкостью не менее 8 дм3 и автомобильным вентильным устройством, настроенным на поверяемое значение давления.
-
3.1.8. При отсчете показаний по эталонным манометрам необходимо руководствоваться данными свидетельств об их поверке.
-
3.2.1. При опробовании прибор устанавливают на устройство, задающее давление, и повышают давление до верхнего предела.
-
3.2.2. Движение стрелки при ее прямом и обратном ходе должно происходить без заеданий. Стрелка при своем движении не должна касаться шкалы и стекла прибора.
-
3.3.1. Определение основной погрешности производится методом сравнения показаний шинного манометра с показателями эталонного манометра КТ 0,4 (погрешность эталонного манометра не должна превышать 25/ от допускаемой погрешности поверяемого шинного манометра).
-
3.3.2. Основная погрешность шинного манометра определяется последовательно в 5 равномерно распределенных по диапазону измерений точках, включая ноль и максимум, от меньших значений давления к большим. Возврат стрелки в исходное положение производится нажатием кнопки возврата.
-
3.3.3. При определении погрешности шинного манометра заданное значение давления создаётся нажатием клапана наконечника (клапана головки) поверяемого манометра на автомобильный вентиль установки, соответствующий данному давлению. Заданное давление устанавливается по эталонному манометру, а с поверяемого шинного манометра считываются соответствующие показания по истечении 5 с после приложения давления.
-
3.3.4. Основная абсолютная погрешность шинного манометра определяется как максимальная разность между показаниями поверяемого шинного манометра и действительным значением давления, определяемого по эталонному манометру.
-
3.3.5. Прибор считается годным, если основная абсолютная погрешность не превышает значения, указанного в таблице 2.
-
3.3.6. Результаты поверки заносятся в протокол, который хранится в течение межповерочного интервала (в течение 1 года). Копия протокола первичной поверки передается заказчику (по требованию).
-
4.1. При положительных результатах поверки на шинный манометр (паспорт) наносится поверительное клеймо или марка.
-
4.2. При отрицательных результатах поверки прибор бракуется.
Нач. отдела
А.И. Гончаров