Методика поверки «ГСОЕИ. Подсистемы топливоизмерительные бортовых комплексов "АВК-ТОР"» (ОЦСМ 134196-2021 МП)

Методика поверки

Тип документа

ГСОЕИ. Подсистемы топливоизмерительные бортовых комплексов "АВК-ТОР"

Наименование

ОЦСМ 134196-2021 МП

Обозначение документа

ФБУ "Омский ЦСМ"

Разработчик

904 Кб
1 файл

ЗАГРУЗИТЬ ДОКУМЕНТ

  

«Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области» (ФБУ «Омский ЦСМ»)

СОГЛАСОВАНО:

Директор

ФБУ «Томский ЦСМ»

м.п.

М.М. Чухланцева

СОГЛАСОВАНО:

. директора «Омский ЦСМ»

А.В. Бессонов

«14» апреля 2021 г.

система обеспечения единства измерений

топливоизмерительные бортовых комплексов «АВК-ТОР»

Методика поверки

ОЦСМ 134196-2021 МП

РАЗРАБОТЧИКИ:

Начальник отдела поверки и испытаний средств измерений в приборостроении ФБУ «Омский ЦСМ»

Д.С. Нуждин

Ведущий инженер по метрологии ФБУ «Омский ЦСМ»

ДА. Воробьев

г. Омск

2021 г.

1  Общие положения

Настоящая методика поверки распространяется на подсистемы топливоизмерительные бортовых комплексов «АВК-ТОР» (далее по тексту - подсистемы), выпускаемые ООО «Ависком» по ВЕТЛ.421459.100 ТУ и устанавливает методику их первичной и периодической поверок.

При проведении поверки по настоящей методике обеспечивается прослеживаемость толщиномеров к государственным первичным эталонам ТЭТ 2-2021, ТЭТ 18-2014. ТЭТ 34-2020, ТЭТ 35-2020.

Допускается проведение поверки отдельных ИК из состава подсистем на основании письменного заявления владельца комплекса или лица, представившего его на поверку, оформленного в произвольной форме.

Интервал между поверками подсистем - три года.

2  Перечень операций поверки средства измерений

При проведении поверки должны быть выполнены операции, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Наименование операции

Номер пункта методики поверки

Проведение операции при

первичной поверке

периодической поверке

Внешний осмотр ИК

7

Да

Да

Подготовка к поверке и опробование ИК

8

Да

Да

Проверка программного обеспечения средства измерений

9

Да

Да

Определение метрологических характеристик ИК и подтверждение соответствия ИК метрологическим требованиям

Определение метрологических характеристик ИК плотности топлива

10

10.1

Да*

Да*

Определение метрологических характеристик ИК

температуры топлива

10.2

Да*

Да*

Определение метрологических характеристик ИК уровня топлива

10.3

Да*

Да*

Примечание:

* - При наличии заявления о проведении поверки отдельных ИК от владельца или лица, представившего комплекс на поверку, поверка проводится только в части заявляемых на поверку ИК.

3  Требования к условиям проведения поверки

При проведении поверки должны соблюдаться следующие условия:

  • - температура окружающего воздуха, °C                                     от 15 до 25;

  • - относительная влажность окружающего воздуха. %                        от 40 до 80;

  • - атмосферное давление, кПа                                            от 84,0 до 106.7;

  • - напряжение питания постоянного тока. В:

  • - подсистем «АВК-ТОР» ЧМЭЗ, «АВК-ТОР» ТЭ116. «АВК-ТОР» ТЭМ7 от 90 до 130;

  • - подсистем «АВК-ТОР» ТЭ10, «АВК-ТОР» ТЭМ2. «АВК-ТОР» М62 от 55 до 95.

Примечание - Условия окружающей среды средств поверки должны соответствовать требованиям, указанным в их эксплуатационных документах.

4  Требования к специалистам, осуществляющим поверку

К проведению поверки допускаются специалисты, допущенные к поверке, работающие в организации, аккредитованной на право поверки данного вида средств измерений, и ознакомившихся с настоящей методикой поверки и эксплуатационной документацией на подсистемы и средства их поверки.

5 Метрологические и технические требования к средствам поверки
  • 5.1 При проведении поверки должны применяться основные и вспомогательные средства поверки, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Номер пункта методики поверки

Наименование и тип основного или вспомогательного средства поверки: обозначение нормативного документа, регламентирующего основные технические требования и (или) метрологические и основные технические характеристики средства поверки

10.1

Ареометры АНТ-1 ГОСТ 18481-81:

- от 770 до 830 кг/м3; от 830 до 890 кг/м3; А: ± 0,5 кг/м3

Стенд проверки первичных датчиков «АВК-ТОР»

Дизельное топливо марок Л. 3. А по ГОСТ 305-2013

10.2

Термометр цифровой Testo 110 (рег.№38574-13): - от - 50 до + 150 °C А: ± 0.3 °C

Термостат низкотемпературный «Криостат А1» (per. № 23838-08): - от - 80 до + 20 °C; А: ± 0,05 °C

Термостат жидкостный VT-p-03: - от + 0 до + 100°С: А: ±0.1 °C

Стенд проверки первичных датчиков «АВК-ТОР»

10.3

Рулетка измерительная металлическая Р2У2П ГОСТ 7502-98

Приспособление для поверки элементов системы учета топлива «АВК-ТОР»

Дизельное топливо марок Л. 3. А по ГОСТ 305-2013

7, 8, 9, 10

Барометр-анероид метеорологический БАММ-1 (per. №5738-76): - от 80 до 106 кПа: А: ± 0,2 кПа

Психрометр аспирационный М-34 (per. № 10069-96):

  • - от - 25 до + 50 °C; А: ± 0,1 °C;

  • - от 10 до 100%; А: ± (2...6)%

Вольтметр универсальный цифровой GDM-8245 (per. № 34295-07): - до 500 В: А: ± (0,0003-А'+ 4-Аг)

Примечание - В таблице приняты следующие обозначения:

А - пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений, единица величины; X- значение измеренной величины, единица величины;

к - единица младшего разряда.

  • 5.2  Эталоны единиц величин, используемые при поверке, должны быть утверждены в установленном порядке. Средства измерений, используемые при поверке, должны быть утвержденного типа поверены в установленном порядке.

  • 5.3  Допускается применения средств поверки с метрологическими и техническими характеристиками, обеспечивающими требуемую точность передачи единиц величин поверяемому средству измерений.

6 Требования (условия) по обеспечению безопасности проведения поверки
  • 6.1  Основные требования безопасности - по ГОСТ 12.3.019-80 и ГОСТ Р 52931-2008.

  • 6.2  Подсистемы по электробезопасности относится к оборудованию класса II по ГОСТ 12.2.007.0-75.

  • 6.3  Обеспечение безопасности труда - по ГОСТ 12.3.002-2014.

  • 6.4  Обеспечение пожарной безопасности - по Г ОСТ 12.1.004-91.

7  Внешний осмотр ИК
  • 7.1  При внешнем осмотре проверяют:

  • - комплектность ИК подсистемы;

  • - маркировку БИ:

  • - отсутствие видимых механических повреждений и ослабления крепления элементов ИК подсистемы и наличие пломб.

  • 7.2  Результат внешнего осмотра считают положительным, если:

  • - комплектность соответствует приведенной в формуляре:

  • - на БИ нанесено наименование или товарный знак предприятия-изготовителя, заводской номер, дата изготовления, знак утверждения типа:

  • - отсутствуют видимые механические повреждения и ослабления крепления элементов подсистемы, препятствующие нормальной и безопасной эксплуатации:

  • - пломбы защиты от несанкционированного доступа установлены и не нарушены.

8  Подготовка к поверке и опробование ИК
  • 8.1  Перед проведением поверки ИК подсистем и средства поверки подготавливают к работе в соответствии с их эксплуатационными документами.

  • 8.2  В случае если ИК подсистем или средства поверки находились в климатических условиях, отличных от нормальных (указанных в разделе 3 настоящей методики), то их выдерживают в нормальных климатических условиях не менее 1 ч или в течение времени, указанного в эксплуатационной документации на средства поверки.

  • 8.3  Состав блоков и датчиков ИК подсистем, подлежащих поверке, представлен в таблице 3.

Таблица 3

Наименование

Условное обозначение

Блок индикаторный

БИ

Датчик уровня топлива левый

ДУТл

Датчик уровня топлива правый

ДУТп

Датчик плотности и температуры топлива

ДПТТ

  • 8.4  Демонтаж перечисленных узлов с локомотива выполняется в соответствии с инструкцией по монтажу, пуску и регулированию.

  • 8.5  Проверяют работоспособность:

  • - собирают ИК подсистемы согласно схеме электрической соединений, представленной ВЕТЛ.421459.100 РЭ. Для соединения узлов схемы используют кабели и блоки поверяемой подсистемы

  • - подают питание и включают тумблер «СЕТЬ» на БПК и. убедившись, что на дисплее БИ появилась информация, оставляют комплекс во включенном состоянии в течение 1 ч на прогрев.

  • - контролируют готовность подсистемы к работе в соответствии с ВЕТЛ.421459.100 РЭ.

  • - результат проверки считают положительным, если подсистема функционирует в соответствии с ВЕТЛ.421459.100 РЭ.

9 Проверка программного обеспечения средства измерений
  • 9.1  Программное обеспечение (ПО) находится в микропроцессорах ДУТ. ДПТТ. БИ и недоступно для редактирования пользователем.

  • 9.2  Идентификация ПО БИ проводится в диагностическом окне, вызываемом нажатием клавиши F1 на главном экране. В списке параметров в открывшемся на дисплее БИ окне будет выведена текущая версия ПО. Версия ПО БИ должна соответствовать указанной в формуляре. Версия прошивки может изменяться при модернизации подсистемы.

  • 9.3  Целостность пломб гарантирует отсутствие возможности воздействия на ПО подсистемы.

  • 10 Определение метрологических характеристик ИК и подтверждение соответствия ИК метрологическим требованиям

10.1  Определение метрологических характеристик ИК плотности топлива
  • 10.1.1  Устанавливают на дисплее БИ отображение параметра «ПЛОТНОСТЬ» в соответствии с ВЕТЛ.421459.100 РЭ.

  • 10.1.2  ДПТТ устанавливают в посадочное место на испытательном модуле «ТЕМПЕРАТУРА/ПЛОТНОСТЬ» стенда проверки первичных датчиков «АВК-ТОР».

  • 10.1.3  В качестве рабочей жидкости применяют дизельное топливо марки Л по ГОСТ 305-2013.

  • 10.1.4  Опускают ареометр в прозрачную колбу, сообщающуюся с емкостью, в которую установлен датчик.

  • 10.1.5  Измеренное значение плотности топлива подсистемой ри i? кг/м3, будет выведено на дисплей БИ. Действительное значение плотности топлива рдЬ кг/м3, измеряют с помощью ареометра. Повторяют измерения плотности топлива и действительного значения плотности топлива три раза, за результат измерений принимают среднее арифметическое значение. Полученные значения заносят в протокол поверки.

  • 10.1.6  Повторяют операции 10.1.2-10.1.5, используя в качестве рабочей жидкости дизельное топливо марки 3 и А по ГОСТ 305-2013.

  • 10.1.7  Для каждой марки дизельного топлива определяют приведенную (к верхнему пределу диапазона измерений) погрешность измерений плотности топлива ур. %, по формуле:

Гр =        1()0 %•                                      (1)

  • 10.1.8  Значение приведенной (к верхнему пределу диапазона измерений) погрешности измерений плотности топлива не должно превышать установленных пределов ± 0,45 %.

10.2 Определение метрологических характеристик ИК температуры топлива
  • 10.2.1  Устанавливают на дисплее БИ отображение параметра «t ТОПЛИВА» в соответствии с ВЕТЛ.421459.100 РЭ.

  • 10.2.2  ДПТТ устанавливают в посадочное место на испытательном модуле «ТЕМПЕР АТУРА/ПЛОТНОСТЬ» стенда проверки первичных датчиков «АВК-ТОР» или в емкость криостата/термостата.

  • 10.2.3  Устанавливают температуру на стенде или емкости криостата/термостата - 45 °C.

  • 10.2.4  Измеренное значение температуры подсистемой tHi, °C, будет выведено на индикаторное табло БИ. Действительное значение температуры ь °C, измеряют с помощью термометра. Повторяют измерения температуры и действительного значения температуры три раза, за результат измерений принимают среднее арифметическое значение. Полученные значения заносят в протокол поверки.

  • 10.2.5  Повторяют операции 10.2.2-10.2.4 для следующих значений температуры: - 15, + 10; + 40; + 70 °C.

  • 10.2.6  Для каждого значения входного воздействия определяют абсолютную погрешность измерений температуры At, °C, по формуле:

Af i ~ i-                                             (2)

  • 10.2.7  Значение абсолютной погрешности измерений температуры не должно превышать установленных пределов ±1,0 °C.

10.3 Определение метрологических характеристик ИК уровня топлива
  • 10.3.1  Устанавливают на дисплее БИ в контрольном режиме отображение параметра «УРОВЕНЬ ТОПЛИВА» в соответствии с ВЕТЛ.421459.100 РЭ.

  • 10.3.2  ДУТ устанавливают в посадочное место на испытательном модуле «УРОВЕНЬ (МАССА)» стенда проверки первичных датчиков «АВК-ТОР».

  • 10.3.3  Устанавливают с помощью перепускных вентилей уровень топлива в баке (по показанию рулетки), значение которого приведено в таблице 4.

Таблица 4

Модификация «АВК-ТОР»

Уровень топлива, мм

1

2

3

4

5

«АВК-ТОР» ЧМЭЗ

1054

800

500

300

35

«АВК-ТОР» ТЭ10

1008

700

400

200

64

«АВК-ТОР» ТЭМ2

915

800

500

300

67

«АВК-ТОР» ТЭ116

928

700

400

200

58

«АВК-ТОР» ТЭМ7

1044

800

500

300

62

«АВК-ТОР» М62 (для 2М62У. ЗМ62У)

1008

800

500

300

67

«АВК-ТОР» М62 (для ДМ62. М62. 2М62, ЗМ62)

888

800

500

300

100

  • 10.3.4  Измеренное значение уровня топлива подсистемой /iHi. мм, будет выведено на индикаторное табло БИ. Действительное значение уровня топлива в баке /гд|, мм. измеряют с помощью линейки. Повторяют измерения уровня топлива в баке и действительного значения уровня топлива в баке три раза, за результат измерений принимают среднее арифметическое значение. Полученные значения заносят в протокол поверки.

  • 10.3.5  Повторяют операции 10.3.2-10.3.4 для всех значений уровня топлива, приведенный в таблице 4.

  • 10.3.6  Для каждого значения уровня топлива определяют абсолютную погрешность измерений уровня топлива в баке Дь, мм. по формуле:

Aft = i “ i*                                              (3)

  • 10.3.7  Значение абсолютной погрешности измерений уровня топлива в баке не должно превышать установленных пределов ±1,0 мм.

11 Оформление результатов поверки
  • 11.1  Результаты поверки оформляются протоколом поверки свободной формы.

  • 11.2  Сведения об объеме и результатах поверки передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений в установленном порядке.

  • 11.3  По заявлению владельца подсистемы или лица, представившего его на поверку, на подсистему выдается:

  • - в случае положительных результатов поверки - свидетельство о поверке установленного образца (в приложении к свидетельству указывают перечень ИК. прошедших поверку);

  • - в случае отрицательных результатов поверки - извещение о непригодности к применению установленного образца с указанием причин непригодности.

Ф Б У

«Омский ЦСМ»

Настройки внешнего вида
Цветовая схема

Ширина

Левая панель