Методика поверки «ГСОЕИ. Подсистемы топливоизмерительные бортовых комплексов "АВК-ТОР"» (ОЦСМ 134196-2021 МП)
«Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области» (ФБУ «Омский ЦСМ»)
СОГЛАСОВАНО:
Директор
ФБУ «Томский ЦСМ»
м.п.
М.М. Чухланцева
СОГЛАСОВАНО:
. директора «Омский ЦСМ»
А.В. Бессонов
«14» апреля 2021 г.
система обеспечения единства измерений
топливоизмерительные бортовых комплексов «АВК-ТОР»
Методика поверки
ОЦСМ 134196-2021 МП
РАЗРАБОТЧИКИ:
Начальник отдела поверки и испытаний средств измерений в приборостроении ФБУ «Омский ЦСМ»
Д.С. Нуждин
Ведущий инженер по метрологии ФБУ «Омский ЦСМ»
ДА. Воробьев
г. Омск
2021 г.
1 Общие положенияНастоящая методика поверки распространяется на подсистемы топливоизмерительные бортовых комплексов «АВК-ТОР» (далее по тексту - подсистемы), выпускаемые ООО «Ависком» по ВЕТЛ.421459.100 ТУ и устанавливает методику их первичной и периодической поверок.
При проведении поверки по настоящей методике обеспечивается прослеживаемость толщиномеров к государственным первичным эталонам ТЭТ 2-2021, ТЭТ 18-2014. ТЭТ 34-2020, ТЭТ 35-2020.
Допускается проведение поверки отдельных ИК из состава подсистем на основании письменного заявления владельца комплекса или лица, представившего его на поверку, оформленного в произвольной форме.
Интервал между поверками подсистем - три года.
2 Перечень операций поверки средства измеренийПри проведении поверки должны быть выполнены операции, приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Наименование операции |
Номер пункта методики поверки |
Проведение операции при | |
первичной поверке |
периодической поверке | ||
Внешний осмотр ИК |
7 |
Да |
Да |
Подготовка к поверке и опробование ИК |
8 |
Да |
Да |
Проверка программного обеспечения средства измерений |
9 |
Да |
Да |
Определение метрологических характеристик ИК и подтверждение соответствия ИК метрологическим требованиям Определение метрологических характеристик ИК плотности топлива |
10 10.1 |
Да* |
Да* |
Определение метрологических характеристик ИК температуры топлива |
10.2 |
Да* |
Да* |
Определение метрологических характеристик ИК уровня топлива |
10.3 |
Да* |
Да* |
Примечание:
* - При наличии заявления о проведении поверки отдельных ИК от владельца или лица, представившего комплекс на поверку, поверка проводится только в части заявляемых на поверку ИК.
3 Требования к условиям проведения поверкиПри проведении поверки должны соблюдаться следующие условия:
-
- температура окружающего воздуха, °C от 15 до 25;
-
- относительная влажность окружающего воздуха. % от 40 до 80;
-
- атмосферное давление, кПа от 84,0 до 106.7;
-
- напряжение питания постоянного тока. В:
-
- подсистем «АВК-ТОР» ЧМЭЗ, «АВК-ТОР» ТЭ116. «АВК-ТОР» ТЭМ7 от 90 до 130;
-
- подсистем «АВК-ТОР» ТЭ10, «АВК-ТОР» ТЭМ2. «АВК-ТОР» М62 от 55 до 95.
Примечание - Условия окружающей среды средств поверки должны соответствовать требованиям, указанным в их эксплуатационных документах.
4 Требования к специалистам, осуществляющим поверкуК проведению поверки допускаются специалисты, допущенные к поверке, работающие в организации, аккредитованной на право поверки данного вида средств измерений, и ознакомившихся с настоящей методикой поверки и эксплуатационной документацией на подсистемы и средства их поверки.
5 Метрологические и технические требования к средствам поверки-
5.1 При проведении поверки должны применяться основные и вспомогательные средства поверки, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
Номер пункта методики поверки |
Наименование и тип основного или вспомогательного средства поверки: обозначение нормативного документа, регламентирующего основные технические требования и (или) метрологические и основные технические характеристики средства поверки |
10.1 |
Ареометры АНТ-1 ГОСТ 18481-81: - от 770 до 830 кг/м3; от 830 до 890 кг/м3; А: ± 0,5 кг/м3 |
Стенд проверки первичных датчиков «АВК-ТОР» | |
Дизельное топливо марок Л. 3. А по ГОСТ 305-2013 | |
10.2 |
Термометр цифровой Testo 110 (рег.№38574-13): - от - 50 до + 150 °C А: ± 0.3 °C |
Термостат низкотемпературный «Криостат А1» (per. № 23838-08): - от - 80 до + 20 °C; А: ± 0,05 °C | |
Термостат жидкостный VT-p-03: - от + 0 до + 100°С: А: ±0.1 °C | |
Стенд проверки первичных датчиков «АВК-ТОР» | |
10.3 |
Рулетка измерительная металлическая Р2У2П ГОСТ 7502-98 |
Приспособление для поверки элементов системы учета топлива «АВК-ТОР» | |
Дизельное топливо марок Л. 3. А по ГОСТ 305-2013 | |
7, 8, 9, 10 |
Барометр-анероид метеорологический БАММ-1 (per. №5738-76): - от 80 до 106 кПа: А: ± 0,2 кПа |
Психрометр аспирационный М-34 (per. № 10069-96):
| |
Вольтметр универсальный цифровой GDM-8245 (per. № 34295-07): - до 500 В: А: ± (0,0003-А'+ 4-Аг) | |
Примечание - В таблице приняты следующие обозначения: А - пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений, единица величины; X- значение измеренной величины, единица величины; к - единица младшего разряда. |
-
5.2 Эталоны единиц величин, используемые при поверке, должны быть утверждены в установленном порядке. Средства измерений, используемые при поверке, должны быть утвержденного типа поверены в установленном порядке.
-
5.3 Допускается применения средств поверки с метрологическими и техническими характеристиками, обеспечивающими требуемую точность передачи единиц величин поверяемому средству измерений.
-
6.1 Основные требования безопасности - по ГОСТ 12.3.019-80 и ГОСТ Р 52931-2008.
-
6.2 Подсистемы по электробезопасности относится к оборудованию класса II по ГОСТ 12.2.007.0-75.
-
6.3 Обеспечение безопасности труда - по ГОСТ 12.3.002-2014.
-
6.4 Обеспечение пожарной безопасности - по Г ОСТ 12.1.004-91.
-
7.1 При внешнем осмотре проверяют:
-
- комплектность ИК подсистемы;
-
- маркировку БИ:
-
- отсутствие видимых механических повреждений и ослабления крепления элементов ИК подсистемы и наличие пломб.
-
7.2 Результат внешнего осмотра считают положительным, если:
-
- комплектность соответствует приведенной в формуляре:
-
- на БИ нанесено наименование или товарный знак предприятия-изготовителя, заводской номер, дата изготовления, знак утверждения типа:
-
- отсутствуют видимые механические повреждения и ослабления крепления элементов подсистемы, препятствующие нормальной и безопасной эксплуатации:
-
- пломбы защиты от несанкционированного доступа установлены и не нарушены.
-
8.1 Перед проведением поверки ИК подсистем и средства поверки подготавливают к работе в соответствии с их эксплуатационными документами.
-
8.2 В случае если ИК подсистем или средства поверки находились в климатических условиях, отличных от нормальных (указанных в разделе 3 настоящей методики), то их выдерживают в нормальных климатических условиях не менее 1 ч или в течение времени, указанного в эксплуатационной документации на средства поверки.
-
8.3 Состав блоков и датчиков ИК подсистем, подлежащих поверке, представлен в таблице 3.
Таблица 3
Наименование |
Условное обозначение |
Блок индикаторный |
БИ |
Датчик уровня топлива левый |
ДУТл |
Датчик уровня топлива правый |
ДУТп |
Датчик плотности и температуры топлива |
ДПТТ |
-
8.4 Демонтаж перечисленных узлов с локомотива выполняется в соответствии с инструкцией по монтажу, пуску и регулированию.
-
8.5 Проверяют работоспособность:
-
- собирают ИК подсистемы согласно схеме электрической соединений, представленной ВЕТЛ.421459.100 РЭ. Для соединения узлов схемы используют кабели и блоки поверяемой подсистемы
-
- подают питание и включают тумблер «СЕТЬ» на БПК и. убедившись, что на дисплее БИ появилась информация, оставляют комплекс во включенном состоянии в течение 1 ч на прогрев.
-
- контролируют готовность подсистемы к работе в соответствии с ВЕТЛ.421459.100 РЭ.
-
- результат проверки считают положительным, если подсистема функционирует в соответствии с ВЕТЛ.421459.100 РЭ.
-
9.1 Программное обеспечение (ПО) находится в микропроцессорах ДУТ. ДПТТ. БИ и недоступно для редактирования пользователем.
-
9.2 Идентификация ПО БИ проводится в диагностическом окне, вызываемом нажатием клавиши F1 на главном экране. В списке параметров в открывшемся на дисплее БИ окне будет выведена текущая версия ПО. Версия ПО БИ должна соответствовать указанной в формуляре. Версия прошивки может изменяться при модернизации подсистемы.
-
9.3 Целостность пломб гарантирует отсутствие возможности воздействия на ПО подсистемы.
-
10 Определение метрологических характеристик ИК и подтверждение соответствия ИК метрологическим требованиям
-
10.1.1 Устанавливают на дисплее БИ отображение параметра «ПЛОТНОСТЬ» в соответствии с ВЕТЛ.421459.100 РЭ.
-
10.1.2 ДПТТ устанавливают в посадочное место на испытательном модуле «ТЕМПЕРАТУРА/ПЛОТНОСТЬ» стенда проверки первичных датчиков «АВК-ТОР».
-
10.1.3 В качестве рабочей жидкости применяют дизельное топливо марки Л по ГОСТ 305-2013.
-
10.1.4 Опускают ареометр в прозрачную колбу, сообщающуюся с емкостью, в которую установлен датчик.
-
10.1.5 Измеренное значение плотности топлива подсистемой ри i? кг/м3, будет выведено на дисплей БИ. Действительное значение плотности топлива рдЬ кг/м3, измеряют с помощью ареометра. Повторяют измерения плотности топлива и действительного значения плотности топлива три раза, за результат измерений принимают среднее арифметическое значение. Полученные значения заносят в протокол поверки.
-
10.1.6 Повторяют операции 10.1.2-10.1.5, используя в качестве рабочей жидкости дизельное топливо марки 3 и А по ГОСТ 305-2013.
-
10.1.7 Для каждой марки дизельного топлива определяют приведенную (к верхнему пределу диапазона измерений) погрешность измерений плотности топлива ур. %, по формуле:
Гр = •1()0 %• (1)
-
10.1.8 Значение приведенной (к верхнему пределу диапазона измерений) погрешности измерений плотности топлива не должно превышать установленных пределов ± 0,45 %.
-
10.2.1 Устанавливают на дисплее БИ отображение параметра «t ТОПЛИВА» в соответствии с ВЕТЛ.421459.100 РЭ.
-
10.2.2 ДПТТ устанавливают в посадочное место на испытательном модуле «ТЕМПЕР АТУРА/ПЛОТНОСТЬ» стенда проверки первичных датчиков «АВК-ТОР» или в емкость криостата/термостата.
-
10.2.3 Устанавливают температуру на стенде или емкости криостата/термостата - 45 °C.
-
10.2.4 Измеренное значение температуры подсистемой tHi, °C, будет выведено на индикаторное табло БИ. Действительное значение температуры ь °C, измеряют с помощью термометра. Повторяют измерения температуры и действительного значения температуры три раза, за результат измерений принимают среднее арифметическое значение. Полученные значения заносят в протокол поверки.
-
10.2.5 Повторяют операции 10.2.2-10.2.4 для следующих значений температуры: - 15, + 10; + 40; + 70 °C.
-
10.2.6 Для каждого значения входного воздействия определяют абсолютную погрешность измерений температуры At, °C, по формуле:
Af — i ~ i- (2)
-
10.2.7 Значение абсолютной погрешности измерений температуры не должно превышать установленных пределов ±1,0 °C.
-
10.3.1 Устанавливают на дисплее БИ в контрольном режиме отображение параметра «УРОВЕНЬ ТОПЛИВА» в соответствии с ВЕТЛ.421459.100 РЭ.
-
10.3.2 ДУТ устанавливают в посадочное место на испытательном модуле «УРОВЕНЬ (МАССА)» стенда проверки первичных датчиков «АВК-ТОР».
-
10.3.3 Устанавливают с помощью перепускных вентилей уровень топлива в баке (по показанию рулетки), значение которого приведено в таблице 4.
Таблица 4
Модификация «АВК-ТОР» |
Уровень топлива, мм | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
«АВК-ТОР» ЧМЭЗ |
1054 |
800 |
500 |
300 |
35 |
«АВК-ТОР» ТЭ10 |
1008 |
700 |
400 |
200 |
64 |
«АВК-ТОР» ТЭМ2 |
915 |
800 |
500 |
300 |
67 |
«АВК-ТОР» ТЭ116 |
928 |
700 |
400 |
200 |
58 |
«АВК-ТОР» ТЭМ7 |
1044 |
800 |
500 |
300 |
62 |
«АВК-ТОР» М62 (для 2М62У. ЗМ62У) |
1008 |
800 |
500 |
300 |
67 |
«АВК-ТОР» М62 (для ДМ62. М62. 2М62, ЗМ62) |
888 |
800 |
500 |
300 |
100 |
-
10.3.4 Измеренное значение уровня топлива подсистемой /iHi. мм, будет выведено на индикаторное табло БИ. Действительное значение уровня топлива в баке /гд|, мм. измеряют с помощью линейки. Повторяют измерения уровня топлива в баке и действительного значения уровня топлива в баке три раза, за результат измерений принимают среднее арифметическое значение. Полученные значения заносят в протокол поверки.
-
10.3.5 Повторяют операции 10.3.2-10.3.4 для всех значений уровня топлива, приведенный в таблице 4.
-
10.3.6 Для каждого значения уровня топлива определяют абсолютную погрешность измерений уровня топлива в баке Дь, мм. по формуле:
Aft = i “ i* (3)
-
10.3.7 Значение абсолютной погрешности измерений уровня топлива в баке не должно превышать установленных пределов ±1,0 мм.
-
11.1 Результаты поверки оформляются протоколом поверки свободной формы.
-
11.2 Сведения об объеме и результатах поверки передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений в установленном порядке.
-
11.3 По заявлению владельца подсистемы или лица, представившего его на поверку, на подсистему выдается:
-
- в случае положительных результатов поверки - свидетельство о поверке установленного образца (в приложении к свидетельству указывают перечень ИК. прошедших поверку);
-
- в случае отрицательных результатов поверки - извещение о непригодности к применению установленного образца с указанием причин непригодности.
Ф Б У
«Омский ЦСМ»