Номер по Госреестру СИ: 61498-15
61498-15 Весы электронные вагонные тензометрические
(ВЭВ-Т)
Назначение средства измерений:
Весы электронные вагонные тензометрические ВЭВ-Т (далее - весы) предназначены для измерений массы порожних и груженых железнодорожных вагонов (включая цистерны), вагонеток, составов из них и специализированных рельсовых транспортных средств (далее - вагонов) путем:
- потележечного взвешивания в движении вагонов, в том числе с жидкими грузами кинематической вязкости не менее 59 мм2/с;
- повагонного взвешивания в движении и в режиме статического взвешивания вагонов, в том числе с жидкими грузами любой вязкости.
Внешний вид.
Весы электронные вагонные тензометрические
Рисунок № 1
Внешний вид.
Весы электронные вагонные тензометрические
Рисунок № 2
Внешний вид.
Весы электронные вагонные тензометрические
Рисунок № 3
Внешний вид.
Весы электронные вагонные тензометрические
Рисунок № 4
Внешний вид.
Весы электронные вагонные тензометрические
Рисунок № 5
Внешний вид.
Весы электронные вагонные тензометрические
Рисунок № 6
Внешний вид.
Весы электронные вагонные тензометрические
Рисунок № 7
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее — ПО) приборов весоизмерительных ПВ-15 является встроенным, используется в стационарной (закрепленной) аппаратной части с определенными программными средствами.
В приборах весоизмерительных ПВ-15 защита от несанкционированного доступа к настройкам и данным измерений обеспечивается невозможностью изменения ПО без применения специализированного оборудования производителя.
Программное обеспечение «ПО «Весы вагонные» является автономным и состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой части.
Метрологически значимая часть защищена от случайных или намеренных изменений следующим образом:
а) после запуска программы проводится автоматическое вычисление контрольной суммы по машинному коду (контрольная сумма по CRC-32 со скрытым полиномом) и сравнение результата с хранящимся в исполняемом файле TenSibScales.exe фиксированным значением.
б) для защиты от незаконного распространения ПО используется электронный ключ. При запуске программы проверяется соответствие версии «ПО «Весы вагонные» с информацией о версии, хранящейся в электронном ключе. В случае несовпадения версий, «ПО «Весы вагонные» запускается в демонстрационном режиме без возможности проведения измерений.
в) используется разграничение прав доступа к режимам работы весов (взвешивание, настройка, юстировка) с помощью пароля;
г) изменение ПО весов через интерфейс пользователя невозможно;
д) при изменении метрологически значимых параметров юстировки и настройки формируется соответствующая запись в журнале событий, хранящемся в энергонезависимой памяти;
е) хранение данных осуществляется на жестком диске ПТК в качестве запоминающего средства и осуществляется в зашифрованном виде (с использованием контрольной суммы по CRC-32 со скрытым полиномом).
Программное обеспечение (далее - ПО) приборов весоизмерительных WE2111 является встроенным, используется в стационарной (закрепленной) аппаратной части.
Защита от несанкционированного доступа к настройкам и данным измерений обеспечивается защитной пломбой, которая ограничивает доступ к переключателю настройки и юстировки, находящемуся на печатной плате. Изменение метрологически значимых параметров, настройка и юстировка не могут быть осуществлены без нарушения защитной пломбы, вскрытия корпуса и изменения положения переключателя настройки и юстировки.
При изменении метрологически значимых параметров юстировки и настройки изменяются показания несбрасываемого счетчика, которые отображаются на дисплее при включении прибора. Идентификационные данные ПО и значение несбрасываемого счетчика отображаются при включении прибора, а так же доступны для просмотра во время работы прибора при нажатии специальной комбинации клавиш.
Защита от преднамеренных и непреднамеренных воздействий соответствует уровню «высокий» по Р 50.2.077-2014.
Таблица 2
Идентификационные данные (признаки) |
Значение | |
ПТК |
WE2111 | |
1 |
2 | |
Идентификационное наименование ПО |
«ПО «Весы вагонные»» (TenSibScales.exe). Метрологически значимая часть WeightLib.dll |
- |
Номер версии (идентификационный номер) ПО |
не ниже 1.0.0.11) |
не ниже v1.0x2) |
Цифровой идентификатор ПО |
F5AE5D1C |
- |
Другие идентификационные данные, если имеются |
- |
- |
Примечания:
1) Номер версии метрологически значимой части WeightLib.dll
2) Обозначение «х» не относится к метрологически значимому ПО.
Знак утверждения типа
Знак утверждения типананосится на маркировочные таблички, расположенные на корпусе индикатора (весоизмерительного прибора) и/или ГПУ, а также типографским способом на титульные листы эксплуатационной документации.
Сведения о методиках измерений
Сведения о методиках (методах) измерений«Весы электронные вагонные тензометрические ВЭВ-Т». Руководство по эксплуатации» Н.010.00 РЭ, раздел 6 «Порядок работы».
Нормативные и технические документы
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам электронным вагонным тензометрическим ВЭВ-Т
-
1. ГОСТ 30414-96 «Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические требования».
-
2. ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания».
-
3. ГОСТ 8.021-2005 «Государственная система обеспечения единства измерений. Государственная поверочная схема для средств измерений массы».
-
4. ТУ 4274-002-74871749-2015 «Весы электронные вагонные тензометрические ВЭВ-Т». Технические условия».
Поверка
ПоверкаПоверка весов при взвешивании в движении осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 8.598-2003 «ГСИ. Весы для взвешивания железнодорожных транспортных средств в движении. Методика поверки».
Поверка весов в статическом режиме взвешивания осуществляется в соответствии с ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания» Приложение ДА «Методика поверки весов».
Идентификационные данные, а также процедура идентификации ПО приведены в руководстве по эксплуатации.
Основные средства поверки:
- контрольные весы и контрольный состав по ГОСТ Р 8.598-2003;
Лист № 7 Всего листов 7 - гири, соответствующие классу точности М1, М1-2 по ГОСТ OIML R 111-1-2009.
Изготовитель
Общество с ограниченной ответственностью «ТЕНСИБ» (ООО «ТЕНСИБ»).
Адрес: 660049, г. Красноярск, ул. Сурикова, д.6, кв. 79.
Тел./факс +7 (391) 240-96-17, 242-37-85, 227-58-75.
ИНН 2466119904
e-mail: info@tensib.ru
www.tensib.ru
Испытательный центр
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научноисследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС») Адрес: 119361, г. Москва, ул. Озерная, 46.
Тел./факс: (495) 437-55-77 / 437-56-66.
e-mail: office@vniims.ru; www.vniims.ru
Весы состоят из следующих модулей:
-
- грузоприемное устройство (далее - ГПУ) может иметь от одной до четырех грузоприемных платформ (далее - ГПП). Каждая ГПП опирается на четыре аналоговых или цифровых весоизмерительных датчика (далее — датчик).
-
- прибор весоизмерительный ПВ-15 или ПВИ (применяются только в сочетании с весоизмерительными датчиками с аналоговым выходным сигналом), выполняет аналого-цифровое преобразование и первичную обработку выходного сигнала датчиков.
-
- программно-технический комплекс (далее - ПТК), на базе персонального компьютера.
ПТК включает в себя программное обеспечение «ПО «Весы вагонные», осуществляющее окончательную обработку измерительной информации и отображение результатов измерений. ПТК применяется только при использовании датчиков с аналоговым выходным сигналом.
-
- прибор весоизмерительный WE2111 (индикатор по Т.2.2.2 ГОСТ OIML R 76-1-2011), изготовитель - «Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Германия.
Весоизмерительные датчики, используемые в составе весов:
-
- датчики весоизмерительные тензорезисторные С, модификации С16А и C16i (Госре-естр № 60480-15);
-
- датчики весоизмерительные тензорезисторные ZS, NHS, YBS, GZLB, модификация ZS (Госреестр № 57674-14);
-
- датчики весоизмерительные балочные из нержавеющей стали, модификация SB2 (Гос-реестр №46027-10);
-
- датчики весоизмерительные тензорезисторные WBK (Госреестр №56685-14).
Рисунок 1 - Общий вид ГПУ весов
ПВИ
ПВ-15
WE2111
Рисунок 2 - Общий вид индикатора и весоизмерительных приборов
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругого элемента датчика, возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого груза, в аналоговый или цифровой сигнал, пропорциональный массе груза. Далее этот сигнал обрабатывается, и измеренное значение массы выводится на дисплей индикатора или монитор.
Весы снабжены следующими основными устройствами и функциями:
а) режим взвешивания в движении:
-
- устройство полуавтоматической и автоматической установки нуля;
-
- определения направления и скорости движения;
-
- сигнализации о превышении предела допускаемой скорости движения при взвешивании;
-
- распознавания локомотива с последующим исключением значения его массы из результатов измерений;
-
- определения поосной и потележечной нагрузок от вагона, с вычислением разности нагрузок на борта и тележки вагона, с расчетом и отображением проекции центра масс взвешиваемого вагона.
б) режим статического взвешивания (в скобках указаны соответствующие пункты ГОСТ OIML R 76-1-2011):
-
- устройство полуавтоматической установки на нуль (T.2.7.2.2);
-
- устройство автоматической установки на нуль (T.2.7.2.3);
-
- устройство первоначальной установки на нуль (Т.2.7.2.4);
-
- устройство слежения за нулем (T.2.7.3);
-
- устройство уравновешивания тары - устройство выборки массы тары (T.2.7.4.1);
-
- устройство предварительного задания массы тары (Т.2.7.5);
-
- долговременное хранение измерительной информации (Т.2.8.5);
-
- режим работы многоинтервальных весов весов (4.20);
Модификации весов имеют обозначения вида ВЭВ-Т-[1] [2]-[3] ([4/5]; [5/6]; [7];), расшифровка обозначений приведена в таблице 1.
Таблица 1 — Модификации весов
Позиция |
Обозначение |
Расшифровка |
[1] |
С, Д, СД |
Режим взвешивания: С - только статическое взвешивание (весы неавтоматического действия); Д - только взвешивание в движении; СД - статическое взвешивание и взвешивание в движении. |
[2] |
100, 150, 200 |
Максимальная нагрузка (т) |
[3] |
2 |
Число поверочных интервалов: 2 -2000,3000; |
Позиция |
Обозначение |
Расшифровка |
[4] |
1,2 |
Количество интервалов взвешивания |
[5] |
1,2,3 |
Количество ГПП |
[6] |
1,2,3,0 |
Тип весоизмерительного прибора:
0. Отсутствует (при использовании датчиков с цифровым выходным сигналом) |
[7] |
1,2,3,4 |
Тип используемых датчиков:
|
Класс точности весов по ГОСТ 30414-96 и значения наибольшего предела взвешивания |
НПВ, наименьшего предела взвешивания НмПВ, дискретность d (для взвешивания в движении), а так же класс точности весов по ГОСТ OIML R 76-1-2011 и значения максимальной нагрузки Max (Махi поддиапазонов взвешивания многоинтервальных весов), минимальной нагрузки Min, поверочного интервала e (ei поддиапазонов взвешивания многоинтервальных весов) наносятся на маркировочную табличку, закрепляемую на ГПУ и/или индикаторе весов.
Примеры схемы пломбировки от несанкционированного доступа приведены на рисунке 3.
Пломба в виде наклейки, разрушаемой при открытии крышки
Схема пломбировки прибора весоизмерительного ПВ-15
Место нанесения разрушаемой наклейки
Пломбировка доступа к переключателю режимов настройки и юстировки на передней панели корпуса прибора весоизмерительного W E2111
Поверительное клеймо ставится на пломбу, установленную в углубление для одного из четырех болтов, крепящих крышку корпуса
Схема пломбировки прибора весоизмерительного ПВИ
Лист № 4 Всего листов 7
Весы......................................................................................................................................1 шт.
Паспорт ................................................................................................................................1 экз.
Руководство по эксплуатации............................................................................................1 экз.
Диапазон температуры для ГПУ, °С:
от минус 50
от минус 50
от минус 10
от минус 30
от минус 10
от минус 10
от минус 50
от минус 50
до плюс 50; до плюс 50; до плюс 40; до плюс 40; до плюс 40. до плюс 40. до плюс 50. до плюс 50.
.......220 +10% .......220 -15%
-
- при использовании датчиков С16А...............................................
-
- при использовании датчиков С 16i,................................................
-
- при использовании датчиков ZS и WBK......................................
-
- при использовании датчиков SB2..................................................
Диапазон температуры для WE2111,°С.........................................................
Диапазон температуры для ПТК,°С ...............................................................
Диапазон температуры для прибора весоизмерительного ПВ-15,°С..........
Диапазон температуры для прибора весоизмерительного ПВИ,°С ............
Напряжение питания весов от сети переменного тока:
напряжение, В.....................................................................................
частота, Гц...........................................................................................................................50 ± 1
Метрологические характеристики весов при взвешивании в движении.
Наибольший предел взвешивания НПВ, т.......................................................................100; 150; 200
Наименьший предел взвешивания (НмПВ), т
Направление движения при взвешивании...................................................................... двустороннее
Скорость движения вагонов при взвешивании, км/ч, не более
Класс точности по ГОСТ 30414-96 и пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении вагонов в составе без расцепки, при первичной поверке, должны соответствовать значениям, указанным в таблице 3.
Таблица 3
Класс точности |
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне | |
Вагон массой от НмПВ до 35%НПВ вкл, % от 35%НПВ |
Вагон массой свыше 35%НПВ, % от измеряемой массы | |
0,5 |
± 0,25 |
± 0,25 |
1 |
± 0,5 |
± 0,5 |
Примечание - значения пределов допускаемой погрешности для одного конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов. |
Класс точности по ГОСТ 30414-96 и пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из вагонов в целом, при первичной поверке, должны соответствовать значениям, указанным в таблице 4.
Таблица 4
Класс точности |
Пределы допускаемой погрешности в диапазоне | |
от НмПВ^п до 35% Н11В*п включ., % от 35% НПВ*п |
св. 35% НПВ*п, % от измеряемой массы | |
0,2 |
± 0,1 |
± 0,1 |
0,5 |
± 0,25 |
± 0,25 |
1 |
± 0,5 |
± 0,5 |
Примечания:
|
ляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов.
Пределы допускаемой погрешности взвешивания вагонов и состава из них в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблицах 3, 4.
Метрологические характеристики весов в режиме статического взвешивания.
Класс точности весов по ГОСТ OIML R 76-1-2011 ........................................................III (средний)
Модификации весов, максимальная нагрузка Мах (Махi поддиапазонов взвешивания многоинтервальных весов), поверочный интервал е (ei поддиапазонов взвешивания многоинтервальных весов), число поверочных интервалов n (ni поддиапазонов взвешивания многоинтервальных весов), действительная цена деления d (di поддиапазонов взвешивания многоинтервальных весов) приведены в таблицах 5, 6.
Таблица 5 - Однодиапазонные весы
Наименование модификации |
Метрологические характеристики | ||
Max, т |
e=d, кг |
n | |
ВЭВ-Т[1]100 (21)/ [5] [6] [7] |
100 |
50 |
2000 |
ВЭВ-Т[1]150 (21)/ [5] [6] [7] |
150 |
50 |
3000 |
ВЭВ-Т[1]200 (21)/ [5] [6] [7] |
200 |
100 |
2000 |
Таблица 6 - Многоинтервальные весы
Наименование модификации |
Метрологические характеристики | |||||
Диапазон взвешивания W1 |
Диапазон взвешивания W2 | |||||
Max1, т |
e1=d1, кг |
П1 |
Max2, т |
e2=d2, кг |
П2 | |
ВЭВ-Т[1]100 (22)/ [5] [6] [7] |
60 |
20 |
3000 |
100 |
50 |
2000 |
ВЭВ-Т[1]150 (22)/ [5] [6] [7] |
60 |
20 |
3000 |
150 |
50 |
3000 |
ВЭВ-Т[1]200 (22)/ [5] [6] [7] |
100 |
50 |
2000 |
200 |
100 |
2000 |
Диапазон уравновешивания тары.........................................................................................100 % Maxr