Номер по Госреестру СИ: 71330-18
71330-18 Системы дорожного контроля
(СДК.Ам)
Назначение средства измерений:
Системы дорожного контроля СДК.Ам (далее - СДК) предназначены для:
- измерений осевых нагрузок и массы автодорожных колёсных транспортных средств (далее - ТС), в том числе автопоездов, автоцистерн с жидкими грузами, включая сжиженные газы, путём автоматического взвешивания по частям в движении или с остановкой;
- измерений межосевых расстояний и габаритных размеров ТС в движении.
Внешний вид.
Системы дорожного контроля
Рисунок № 1
Внешний вид.
Системы дорожного контроля
Рисунок № 2
Внешний вид.
Системы дорожного контроля
Рисунок № 3
Программное обеспечение
ПО СДК функционально делится на метрологически значимую и незначимую части. Метрологически значимая часть осуществляет обработку измерительной информации, сохранение результатов регулировки и измерений в БД. В состав метрологически значимой части ПО входят подпрограммы защиты результатов регулировки и измерительной информации, в том числе при передаче информации в БД. Метрологически значимая часть ПО формирует управляющие сигналы для метрологически незначимой части ПО, которая осуществляет взаимодействие с сервисными устройствами, в том числе:
-
- автоматического формирования БД результатов измерений, движущихся в потоке ТС с фиксацией даты и времени проезда;
-
- объективного контроля качества измерений осевых нагрузок ТС на ГПУ во время взвешивания в движении с сохранением осциллограмм проезда.
Для защиты метрологически значимой части ПО применяются следующие средства:
-
- при запуске ПО выполняется проверка целостности и подлинности метрологически значимой части;
-при нарушении целостности ПО, на дисплей ПК выводится сообщение о характере нарушений, и работа СДК блокируется;
-
- регулировка СДК возможна только при наличии пароля и специального электронного ключа;
-все изменения регулировочных коэффициентов сохраняются в электронном журнале событий, текущее значение которого может быть просмотрено через меню пользователя;
-защита от несанкционированного доступа осуществляется опломбированием соединительной коробки и шкафа управления.
Идентификационные данные метрологически значимой части ПО отображаются на дисплее ПК во время работы программы в главном окне на вкладке «Идентификационные признаки ПО» и соответствуют таблице 1.
Уровень защиты ПО «Высокий» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные (признаки) |
Значение |
1 |
2 |
Идентификационное наименование ПО |
Klient car |
Номер версии (идентификационный номер) ПО |
не ниже V.1.0.3.XX* |
Цифровой идентификатор ПО |
9CB0B72E** 9B134659*** |
* обозначение «XX» не относится к метрологически значимой части ПО ** контрольная сумма метрологически значимой части ПО системы весового контроля, вычисляемая по алгоритму CRC32 *** контрольная сумма метрологически значимой части ПО системы габаритного контроля, вычисляемая по алгоритму CRC32 |
Знак утверждения типа
Знак утверждения типананосится графическим способом на маркировочную табличку, расположенную на ГПУ и типографским способом на титульный лист руководства по эксплуатации.
Сведения о методиках измерений
Сведения о методиках (методах) измеренийприведены в эксплуатационном документе.
Нормативные и технические документы
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к системам дорожного контроля СДК.Ам
ГОСТ 8.021- 2015 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений массы
ТУ 28.29.31-005-49804336-2018 Системы дорожного контроля СДК.Ам. Технические условия
Поверка
Поверкаосуществляется по документу МП 204-31-2017 «ГСИ. Системы дорожного контроля СДК.Ам. Методика поверки», утвержденному ФГУП «ВНИИМС» 25 декабря 2017 г.
Основные средства поверки:
-
- гири 4-го разряда в соответствии с ГОСТ 8.021-2015.
-
- рулетка измерительная металлическая класса точности 3 по ГОСТ 7502-98.
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик, поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке средств измерений.
Изготовитель
Общество с ограниченной ответственностью Научно-исследовательская и производственновнедренческая фирма «Тензор» (ООО НИПВФ «Тензор»)
ИНН 6168077406
Адрес: 344058, г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Краснодарская, 129
Тел./факс: 8 (863) 218 5583, 8 (863) 218 5584
Web-сайт: tenzor-rostov.ru; E -mail: sdk@tenzor-rostov.ru
Испытательный центр
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научноисследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)
Адрес: 119361, г. Москва, ул. Озерная, 46
Тел./факс: 8 (495) 437-55-77/ 8 (495) 437-56-66
Web-сайт: www.vniims.ru; E-mail: office@vniims.ru
Принцип действия СДК при измерениях осевых нагрузок и массы ТС основан на преобразовании деформаций упругих элементов датчиков, возникающих под действием нагрузки на грузоприемную платформу в цифровой сигнал, пропорциональный измеряемой нагрузке. Далее этот сигнал подается в вычислительный блок и подвергается математической обработке программным обеспечением (далее - ПО) с дальнейшим определением значений осевых нагрузок, массы, расстояний между смежными осями и влияющих факторов, таких как скорость каждой оси и ускорение ТС, вычисляемое как изменение скорости для каждых двух смежных осей, отнесенное к интервалу времени между проездами этих осей. Кроме того вычисляются коэффициенты неравномерности осевых нагрузок и неопределенности массы ТС.
Принцип действия СДК при измерениях габаритных размеров основан на определении расстояний до поверхности ТС двумя лазерно-триангуляционными измерителями профиля при непрерывном контроле скорости ТС оптическим измерителем скорости. Далее эти результаты измерений подвергаются математической обработке ПО с дальнейшим построением формы ТС и определением габаритных размеров. Габаритные размеры определяются как длина, ширина и высота наименьшего прямоугольного параллелепипеда, в который можно вписать форму ТС.
ПО СДК вычисляет значения осевых нагрузок, массы взвешиваемых ТС, а также их габаритные размеры. Результаты измерений и вспомогательная информация выводятся на экран монитора и сохраняются в памяти персонального компьютера (далее - ПК).
СДК представляют собой комплекс автоматических систем весового и габаритного контроля (далее - АВГК) ТС, состоит из грузоприемного устройства (далее - ГПУ), лазернотриангуляционных измерителей профиля, оптического измерителя скорости и вычислительного блока (далее - ПК), расположенного в шкафу управления.
ГПУ размещается на специально подготовленной площадке или на отдельной полосе движения участка дороги с асфальтобетонным покрытием (далее - зона весового контроля). ГПУ состоит из рамы, грузоприемной платформы, четырех цифровых весоизмерительных тензорезисторных датчиков ДВТ-10-Р (изготовитель - ООО НИПВФ «Тензор», г. Ростов-на-Дону) (далее - датчики) с узлами встройки. Датчики имеют неразъемное соединение через соединительную коробку с источником питания ГПУ и ПК.
Грузоприемная платформа подвешена внутри рамы на датчиках растяжения и может быть накрыта защитным металло-полимерным настилом, края которого закреплены на неподвижной раме.
Лазерно-триангуляционные измерители профиля и оптический измеритель скорости, а также шкаф управления располагаются на П- или Г-образной опоре. Лазернотриангуляционные измерители профиля состоят из полупроводниковых лазерных излучателей, оптической системы формирования структурированной подсветки и видеокамеры с узкополосным оптическим фильтром, которые расположены в термостатированном корпусе c автоматическим поддержанием внутренней температуры в диапазоне от плюс 35 °С до плюс 50 °С. Оптический измеритель скорости состоит из источника инфракрасного излучения, объектива, растровой диафрагмы и приемника излучения, которые расположены в корпусе.
Результаты измерений отображаются на дисплее и сохраняются в базе данных (далее - БД).
СДК выпускаются в модификациях с обозначением «СДК.Ам-Х1-Х2-Х3-Х4», где:
«X1» - определяет конструктивные особенности и принимает значения:
«1» - для ГПУ без защитного настила,
«2» - для ГПУ с металло-полимерным защитным настилом;
«X2» - определяет конструктивные особенности и принимает значения:
«1» - для ГПУ с жестким подвесом грузоприемной платформы,
«2» - для ГПУ оснащенного системой демпфирования механических колебаний;
«X3» - определяет требования к зоне весового контроля (согласно эксплуатационному документу) и принимает значения:
«1» - ГПУ устанавливается на специально подготовленных площадках или участках дороги,
«2» - ГПУ на отдельной полосе движения участка дороги;
«X4» - определяет наличие тех или иных сервисных устройств, и может принимать значения и их сочетания:
«В» - наличие устройства видеонаблюдения и автоматической записи изображения ТС в момент взвешивания,
«И» - наличие устройства идентификации взвешиваемых ТС,
«Д» - наличие дополнительного показывающего устройства,
«У» - наличие устройства автоматического управления движением ТС, «Г»- наличие устройства автоматического измерения габаритных размеров ТС.
Общий вид СДК представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 - общий вид СДК
Схема пломбировки приведена на рисунках 2-3.
Место пломбировки
Рисунок 2 - схема пломбировки (шкаф управления)
Место пломбировки
Рисунок 3 - схема пломбировки (соединительная коробка ГПУ)
1 Режим статического взвешивания
Таблица 2 - Характеристики при статическом взвешивании объектов, полностью размещаемых на грузоприёмной платформе
Наименование характеристики |
Значение |
Диапазон измерений массы, т |
от 1,5 до 20 включ. |
Цена деления (шкалы), т |
0,02 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности при поверке, в интервалах нагрузок, т:* от 1,5 до 10 включ. |
±0,01 |
св. 10 до 20 включ. |
±0,02 |
* в эксплуатации пределы допускаемой абсолютной погрешности удваиваются |
Таблица 3 - Характеристики при измерениях статических осевых нагрузок и массы неподвижных ТС в режиме измерений по частям
Наименование характеристики |
Значение |
Диапазон измерений осевой нагрузки, т |
от 1,5 до 20 включ. |
Максимальное число осей ТС (n), шт. |
16 |
Максимальная масса ТС, т |
n^20 |
Минимальная масса ТС, т |
n4,5 |
Цена деления (шкалы), т |
0,02 |
Таблица 4 - Пределы допускаемой относительной погрешности измерений статических осевых нагрузок и массы неподвижных ТС в режиме измерений по частям при поверке и в эксплуатации
Наименование характеристики |
Значение для модификаций | |
СДК.Ам-Х1-Х2-1-Х4 |
СДК.Ам-Х1-Х2-2-Х4 | |
Пределы допускаемой относительной погрешности измерений статических осевых нагрузок ТС, % в зависимости от измеренного значения: св. 6 т до 20 т включ. |
±1 |
±2 |
св. 3 т до 6 т включ. |
±2 |
±3 |
от 1,5 т до 3 т включ. |
±4 |
±4 |
в зависимости от измеренного значения массы ТС: св. 12 т, |
±1 |
±1 |
св. 6 до 12 т включ. |
±2 |
±2 |
от 3 до 6 т включ. |
±3 |
±3 |
2 Режим измерений в движении
Таблица 5 - Характеристики при измерениях осевых нагрузок и массы ТС в движении
Наименование характеристики |
Значение |
Диапазон измерений динамических осевых нагрузок, т |
от 1,5 до 20 |
Максимальное число осей ТС (n), шт. |
16 |
Максимальная масса ТС, т |
n^20 |
Минимальная масса ТС, т |
3 |
Цена деления (шкалы), т |
0,02 |
Примечание- для модификации СДК.Ам-Х1-Х2-1-Х4 в соответствии с условиями размещения ГПУ на специальной площадке может быть установлено ограничение максимальной скорости при взвешивании менее 90 км/ч. |
Пределы допускаемой относительной погрешности измерений осевых нагрузок и массы ТС в зависимости от расчетных параметров (коэффициента неравномерности движения кнер и неопределенности измерений массы ТС - Зм) представлены в таблице 6
Таблица 6 - Пределы допускаемой относительной погрешности измерений осевых нагрузок и массы ТС в движении
Наименование характеристики |
Значение для модификаций | |
СДК.Ам-Х1-Х2-1-Х4 |
СДК.Ам-Х1-Х2-2-Х4 | |
Пределы допускаемой относительной погрешности измерений осевых нагрузок ТС, %, в зависимости от кнер: кнер — 1
4 <кнер — 8 8<кнер |
±1 ±2 ±4 ±8 не норм |
±2 ±3 ±4 ±8 ируется |
Пределы допускаемой относительной погрешности измерений массы ТС в движении, %, в зависимости от Зм: Зм — 1
|
±1 ±2 ±3 ±5 | |
Примечания:
|
Таблица 7 - Измерение расстояний между смежными осями ТС в движении со скоростью
в интервале свыше 6 до 90 км/ч
Наименования характеристик |
Значение |
Максимальное расстояние, м |
15 |
Минимальное расстояние, м |
0,9 |
Цена деления (шкалы), м |
0,01 |
Пределы допускаемой относительной погрешности измерений расстояний между смежными осями одиночного ТС, % |
±4 |
Примечание - для автопоездов и сочлененных ТС результат измерений расстояний между последней осью тягача и первой осью прицепа (полуприцепа) не учитывает возможный люфт в сцепных устройствах. |
Таблица 8 - Характеристики СДК при измерениях габаритных размеров ТС в движении
Наименования характеристик |
Значение |
Дискретность отсчета по высоте, м |
0,02 |
Дискретность отсчета по ширине, м |
0,05 |
Дискретность отсчета по длине, м |
0,2 |
Диапазон измерений длины ТС, м |
от 3 до 30 включ. |
Диапазон измерений ширины ТС, м |
от 1,6 до 5 включ. |
Диапазон измерений высоты ТС, м |
от 1,6 до 5 включ. |
Пределы допускаемой погрешности измерений размеров ТС, м | |
- длина |
±0,6 |
- ширина |
±0,1 |
- высота |
±0,06 |
Таблица 9 - Общие технические характеристики СДК
Наименования характеристики |
Значение |
Рабочий диапазон скоростей при взвешивании в движении, км/ч |
св. 0 до 90 |
Допустимый диапазон ускорений ТС при взвешивании в движении, м/с2 |
от -0,2 до +0,2 |
Рабочий диапазон температур, °С
|
от -40 до +50 от +15 до +30 |
Параметры электрического питания от сети переменного тока:
|
от 187 до 242 от 49 до 51 |
Размеры грузоприемной платформы, мм, не более
|
4000 1000 |
Длина кабельной линии, м, не более |
1000 |
Примечание - ускорение ТС приводит к перераспределению осевых нагрузок и, соответственно, к увеличению погрешности измерений. Если ускорение ТС при взвешивании превысило заданные пределы диапазона, то погрешность измерения осевых нагрузок и массы ТС не нормируется, а результаты измерений считаются оценочными. |