Номер по Госреестру СИ: 76060-19
76060-19 Весы вагонные
(ВВЭ)
Назначение средства измерений:
Весы вагонные ВВЭ (далее - весы) предназначены для измерений массы железнодорожных транспортных средств путем:
- поосного, потележечного взвешивания в движении;
- повагонного взвешивания в движении и, если применимо, в статическом режиме.
Внешний вид.
Весы вагонные
Рисунок № 1
Внешний вид.
Весы вагонные
Рисунок № 2
Внешний вид.
Весы вагонные
Рисунок № 3
Программное обеспечение
Программное обеспечение «Весы вагонные ВВЭ» состоит из метрологически значимой («ПИМ») и метрологически незначимой частей. Исполняемые файлы метрологически значимой части ПО защищены от случайных или намеренных изменений следующим образом:
-
- при включении весов производится автоматическое вычисление контрольной суммы по машинному коду метрологически значимого ПО и сравнение результата с хранящимся фиксированным значением. В случае несовпадения контрольной суммы, работа ПО блокируется;
-
- для контроля изменений метрологически значимых параметров предусмотрен несбрасываемый счетчик в защищенной памяти электронного ключа HASP, тем самым исключается возможность несанкционированного вмешательства в ПО и искажения измерительной информации. Значение счетчика автоматически увеличивается на единицу при любом изменении метрологически значимых параметров. Текущее значение счетчика фиксируется в свидетельстве о поверке (при положительных результатах поверки) и в эксплуатационном документе (паспорте) на весы.
Идентификационные данные метрологически значимой части ПО (таблица 1) отображаются на дисплее в рабочем окне программы при переходе в раздел «Справка - О программе», а также в главном окне программы «ПИМ».
Метрологически незначимая часть предназначена для создания интерфейса пользователя (рабочей среды) для оператора и имеет как стандартный, так и индивидуальный набор функций для оптимизации процесса взвешивания.
Защита ПО от преднамеренных и непреднамеренных воздействий соответствует уровню «высокий» по Р 50.2.077 - 2014.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные (признаки) |
Значение |
Идентификационное наименование ПО |
«ПИМ» |
Номер версии (идентификационный номер) ПО |
3.1.0.13 |
Цифровой идентификатор ПО |
1E45B86B7A327188 9AE656DC4D664582 |
Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО |
MD5 |
Знак утверждения типа
Знак утверждения типананосится на маркировочные таблички, расположенные на корпусе весоизмерительного прибора и/или ГПУ весов, а также типографским способом на титульный лист эксплуатационного документа.
Сведения о методиках измерений
Сведения о методиках (методах) измерений приведены в эксплуатационных документах
Нормативные и технические документы
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам вагонным ВВЭ
Приказ Росстандарта от 29.12.2018 № 2818 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы»
ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний», приложение А. «Методика поверки вагонных автоматических весов»
ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания»
ИТ.404522.094 ТУ-2016 «Весы вагонные ВВЭ. Технические условия»
Поверка
Поверкаосуществляется по документу ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний», приложение А. «Методика поверки вагонных автоматических весов» в режиме взвешивания в движении и/или ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания», приложение ДА «Методика поверки весов» в статическом режиме взвешивания.
Основные средства поверки:
-
- рабочие эталоны 4-го или 5-го разряда по приказу Росстандарта от 29.12.2018 № 2818 «Об утверждении Государственной поверочной схемы для средств измерений массы»;
-
- контрольные весы и испытательный состав, соответствующие требованиям ГОСТ 8.647-2015.
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых весов с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке или в паспорт.
Изготовитель
Закрытое акционерное общество «Измерительная техника»
(ЗАО «Измерительная техника»)
ИНН 5837001496
Адрес: 440031, г. Пенза, ул. Кривозерье, 28
Телефон/факс: (841-2) 34-60-92, 32-34-62
Web-сайт: \\ww.Beci>i.p(()
E-mail: itves@itves.ru
Испытательный центр
Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский научноисследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)
Адрес: 119361, г. Москва, ул. Озерная, 46
Теле(он/(акс: (495) 437-55-77 / 437-56-66
Web-сайт: www.vniims.ru
E-mail: office@vniims.ru
Принцип действия весов основан на использовании гравитационного притяжения. Сила тяжести или динамическая сила от осей железнодорожного транспортного средства, вызывают упругую деформацию чувствительного элемента, которая преобразуется в аналоговый электрический сигнал, пропорциональный массе объекта измерений. Этот сигнал подвергается аналого-цифровому преобразованию, математической обработке электронными устройствами весов с дальнейшим определением измеряемой величины.
Результаты измерений отображаются в визуальной форме на дисплее весов, а также могут быть сохранены в запоминающем устройстве и/или переданы через цифровой интерфейс на внешние устройства.
Весы состоят из грузоприемного устройства (далее - ГПУ) и электронного весоизмерительного устройства.
ГПУ, в зависимости от модификации весов, может иметь от одной до четырех секций, каждая из которых опирается на четыре весоизмерительных тензорезисторных датчика (далее -датчики).
В состав ГПУ входят датчики, одного из следующих типов:
-
- датчики весоизмерительные тензорезисторные С, модификации С16А и C16i (регистрационный № 60480-15; № 67871-17);
-
- датчики весоизмерительные тензорезисторные WBK (регистрационный № 56685-14);
-
- датчики весоизмерительные тензорезисторные WBK-D (регистрационный № 54471-13).
Сигнальные кабели датчиков через соединительную (клеммную) коробку подключаются к электронному весоизмерительному устройству.
Электронные весоизмерительные устройства представляют собой индикатор (п.Т.2.2.2 ГОСТ OIML R 76-1-2011) или терминал (п.Т.2.2.5 ГОСТ OIML R 76-1-2011), выполненные в виде промышленного компьютера со встроенным специализированным программным обеспечением «Весы вагонные ВВЭ» (далее - ПО).
Индикатор, используемый в составе весов - прибор весоизмерительный М1РС-01, изготовитель - ЗАО «Измерительная техника», г. Пенза.
Терминал, используемый в составе весов - прибор весоизмерительный М1РС-03, изготовитель - ЗАО «Измерительная техника», г. Пенза.
Совместно с терминалом может использоваться внешнее устройство обработки аналоговых данных ВП1Д, изготовитель - ЗАО «Измерительная техника», г. Пенза, установленное в соединительной коробке.
Модификации весов имеют обозначение вида: ВВЭ-[1]-[2]-[3]-[4]-[5], где:
-
[1] - Условное обозначение режима взвешивания:
Д1 - поосное взвешивание в движении;
Д - потележечное взвешивание в движении;
СД - повагонное взвешивание в движении и в статическом режиме;
-
[2] - Значение максимальной нагрузки (Max), т: 20, 50, 100; 120, 150; 200, 250.
-
[3] - Класс точности по ГОСТ 8.647-2015: 0,2; 0,5; 1; 2, 5;
-
[4] - Условное обозначение числа поверочных интервалов n в одном или нескольких диапазонах взвешивания (для модификаций ВВЭ-СД):
Т - при 3000 < n < 5000; отсутствует при n < 3000;
-
[5] - Ex - условное обозначение весов во взрывозащищенном исполнении.
Общий вид ГПУ представлен на рисунке 1, приборов весоизмерительных М1РС-01 и М1РС-03, - на рисунке 2, схема пломбировки от несанкционированного доступа - на рисунке 3.
Рисунок 1 - Общий вид ГПУ
МАССА
ИК1 г
Рисунок 2 - Общий вид М1РС-01, М1РС-03
М1РС-01 и М1РС-03
1
Соединительная коробка
Рисунок 3 - Схема пломбировки от несанкционированного доступа (1 - мастичная пломба) В весах предусмотрены следующие основные устройства и функции:
а) в режиме взвешивания в движении (в скобках указаны соответствующие пункты ГОСТ 8.647-2015):
-
- автоматическое устройство установки нуля (6.14);
-
- устройство первоначальной установки нуля;
-
- устройство хранения информации;
-
- устройство отображения результатов взвешивания (массы вагона, состава) и печати;
-
- определение скорости и направления движения железнодорожного транспортного средства;
-
- сигнализация о превышении максимальной рабочей скорости движения железнодорожного транспортного средства;
-
- сигнализация о превышении максимально допускаемого значения массы железнодорожного транспортного средства;
-
- определение нагрузок по сторонам и тележкам вагона и расчет смещения центра тяжести вагона;
-
- устройство распознавания типа вагонов (6.13, 6.19, 6.20,);
-
- устройство автоматического определения положения локомотива и исключения его массы из результатов взвешивания (6.7, 6.18);
б) в режиме статического взвешивания (в скобках указаны соответствующие пункты ГОСТ OIML R 76-1-2011):
-
- автоматическое (T.2.7.2.3) и полуавтоматическое (T.2.7.2.2) устройство установки на нуль;
-
- устройство автоматического слежения за нулем (T.2.7.3);
-
- устройство первоначальной установки на нуль (Т.2.7.2.4);
-
- устройство уравновешивания тары - устройство выборки массы тары (T.2.7.4.1);
-
- режим работы многодиапазонных весов с автоматическим переключением диапазонов взвешивания (4.10);
-
- устройство хранения информации (4.4.6);
-
- устройство отображения результатов взвешивания (массы вагона, состава) и печати (4.4);
-
- определение нагрузок по сторонам и тележкам вагона и расчет смещения центра тяжести вагона;
-
- сигнализация о превышении максимально допускаемого значения массы железнодорожного транспортного средства (4.2.3).
в) дополнительные функции:
-
- модификации весов, предназначенные для взвешивания в движении (исполнение Д), могут иметь статический режим взвешивания.
Маркировочная табличка весов содержит следующую основную информацию:
-
- наименование предприятия-изготовителя;
-
- обозначение типа;
-
- год изготовления;
-
- заводской номер;
-
- знак утверждения типа;
-
- класс точности весов (для каждого режима взвешивания);
-
- диапазон температур;
-
- метрологические характеристики в режиме взвешивания в движении:
-
- максимальная нагрузка (Мах);
-
- минимальная нагрузка (Min);
-
- цена деления (d);
-
- максимальная рабочая скорость (Vmax);
-
- минимальная рабочая скорость (Vmin);
-
- метрологические характеристики в режиме статического взвешивания (если применимо):
-
- максимальная нагрузка (Мах);
- минимальная нагрузка (Min),
- поверочный интервал (e).
-
1. весов при взвешивании в движении.
Таблица 2 - Метрологические характеристики весов с изменяющимся значением d
Наименование характеристики |
Значение | |||
ВВЭ-СД-120- -[3]-[4]-[5] |
ВВЭ-СД-150- -[3]-[4]-[5] |
ВВЭ-СД-200- -[3]-[4]-[5] |
ВВЭ-СД-250- -[3]-[5] | |
Класс точности по ГОСТ 8.647-2015 |
0,2; 0,5; 1; 2; 5 | |||
Максимальная нагрузка Max, т |
120 |
150 |
200 |
250 |
Минимальная нагрузка Min, т: |
10 |
10 |
10 |
10 |
Действительная цена деления d, кг для классов точности: 0,2 0,5 1 2 5 |
201; 502 5001; 10002 |
2011; 5022 5011; 10022 10011; 20022 20011; 50022 5001; 10002 |
2011; 5022 5011; 10022 10011; 20022 20011; 50022 5001; 10002 |
2011; 5022 5011; 10022 10011; 20022 2001; 5002 |
1При показаниях до 100 т включительно 2При показаниях свыше 100 т |
Таблица 3 - Метрологические характеристики весов c постоянным значением d
Наименование характеристики |
Значение | |||||
ВВЭ-[1]--20 -[3]-[5] |
ВВЭ-[1]--20-[3]-[5] |
ВВЭ-[1]--50-[3]-[4]-[5] |
ВВЭ-[1]--50-[3]-[4]-[5] |
ВВЭ-[1]--100-[3]-[4]-[5] |
ВВЭ-[1]- -100 -[3]-[4]-[5] | |
Класс точности по ГОСТ 8.647-2015 |
0,2; 0,5; 1; 2; 5 | |||||
Максимальная нагрузка Max, т |
20 |
20 |
50 |
50 |
100 |
100 |
Максимальная нагрузка на платформу Махп при взвешивании в движении по частям* |
20/n |
20/n |
50/n |
50/n |
100/n |
100/n |
Минимальная нагрузка Min, т: |
1 |
1 |
2 |
2 |
10 |
10 |
Минимальная нагрузка на платформу Villi,, при взвешивании в движении по частям* |
1/n |
1/n |
2/n |
2/n |
10/n |
10/n |
Продолжение таблицы 3
Действительная цена деления d, кг для классов точности: 0,2 |
10 |
20 |
20 |
50 |
20 |
50 |
0,5 |
10 |
20 |
20 |
50 |
50 |
100 |
1 |
20 |
50 |
50 |
100 |
100 |
200 |
2 |
50 |
100 |
100 |
200 |
200 |
500 |
5 |
100 |
200 |
500 |
500 |
500 |
1000 |
* n - количество последовательных приемов взвешивания одного вагона
Таблица 4 - Метрологические характеристики весов c постоянным значением d
Наименование характеристики |
Значение | ||||
ВВЭ-[1]- -120-[3]-[4]-[5] |
ВВЭ-[1]- -120 -[3]-[4]-[5] |
ВВЭ-[1]- -150-[3]-[4]-[5] |
E §д I I I—* 1—1 1 1 Uh “ |
1—1 1—1 | |
Класс точности по ГОСТ 8.647-2015 |
0,2; 0,5; 1; 2; 5 | ||||
Максимальная нагрузка Max, т |
120 |
120 |
150 |
200 |
250 |
Максимальная нагрузка на платформу Махп при взвешивании в движении по частям* |
120/n |
120/n |
150/n |
200/n |
250/n |
Минимальная нагрузка Min, т: |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Минимальная нагрузка на платформу Мшп при взвешивании в движении по частям* |
10/n |
10/n |
10/n |
10/n |
10/n |
Действительная цена деления d, кг | |||||
для классов точности: | |||||
0,2 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
0,5 |
50 |
100 |
100 |
100 |
100 |
1 |
100 |
200 |
200 |
200 |
200 |
2 |
200 |
500 |
500 |
500 |
500 |
5 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
- |
* n - количество последовательных приемов взвешивания одного вагона
-
2. Метрологические характеристики весов в режиме статического взвешивания.
Таблица 5 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики |
Значение |
Класс точности по ГОСТ OIML R 76-1—2011 |
III |
Диапазон выборки массы тары, % Мах |
100 |
Таблица 6 - Метрологические характеристики однодиапазонных весов
Модификация |
Метрологическая характеристика | ||
Max, т |
e = d, кг |
n | |
ВВЭ-СД-20-[3]-[5] |
20 |
10 |
2000 |
ВВЭ-СД-50-[3]-Т-[5] 1 |
50 |
10 |
5000 |
ВВЭ-СД-100-[3]-Т-[5] 1 |
100 |
20 |
5000 |
ВВЭ-СД-100-[з]-[5] |
100 |
50 |
2000 |
ВВЭ-СД-120-[3]-[5] |
120 |
50 |
2400 |
ВВЭ-СД-150-[3]-[5] |
150 |
50 |
3000 |
ВВЭ-СД-200-[3]-Т-[5] 2 |
200 |
50 |
4000 |
ВВЭ-СД-200-[3]-[5] |
200 |
100 |
2000 |
ВВЭ-СД-250-[3]-[5] |
250 |
100 |
2500 |
1При использовании датчиков с числом поверочных интервалов nmax > 5000; 2При использовании датчиков с числом поверочных интервалов nmax > 4000. |
Таблица 7 - Метрологические характеристики многодиапазонных весов
Модификация |
Метрологическая характеристика | ||||||||
Диапазон взвешивания W1 |
Диапазон взвешивания W2 |
Диапазон взвешивания W3 | |||||||
Max1, т |
e1=d1, кг |
ni |
Max2, т |
e2=d2, кг |
П2 |
Max3, т |
II w C*“) |
n3 | |
ВВЭ-СД-50-[3]-[5] |
30 |
10 |
3000 |
50 |
20 |
2500 | |||
ВВЭ-СД-100-[3]-Т-[5] 1 |
50 |
10 |
5000 |
100 |
20 |
5000 |
- |
- |
- |
ВВЭ-СД-100-[3]-[5] |
60 |
20 |
3000 |
100 |
50 |
2000 |
- |
- |
- |
ВВЭ-СД-100-[3]-[5] 2 |
30 |
10 |
3000 |
60 |
20 |
3000 |
100 |
50 |
2000 |
ВВЭ-СД-120-[3]-[5] 1 |
30 |
10 |
3000 |
60 |
20 |
3000 |
120 |
50 |
2400 |
ВВЭ-СД-120-[3]-Т-[5] 1 |
50 |
10 |
5000 |
100 |
20 |
5000 |
120 |
50 |
2400 |
ВВЭ-СД-120-[3]-[5] |
60 |
20 |
3000 |
120 |
50 |
2400 |
- |
- |
- |
ВВЭ-СД-150-[3]-[5] |
60 |
20 |
3000 |
150 |
50 |
3000 |
- |
- |
- |
ВВЭ-СД-150-[3]-Т-[5] 1 |
100 |
20 |
5000 |
150 |
50 |
3000 |
- |
- |
- |
ВВЭ-СД-200-[3]-Т-[5] 1 |
100 |
20 |
5000 |
200 |
50 |
4000 |
- |
- |
- |
ВВЭ-СД-200-[3]-[5] 2 |
60 |
20 |
3000 |
150 |
50 |
3000 |
200 |
100 |
2000 |
ВВЭ-СД-200-[3]-[5] |
150 |
50 |
3000 |
200 |
100 |
2000 |
- |
- |
- |
ВВЭ-СД-250-[3]-[5] 1 |
60 |
20 |
3000 |
150 |
50 |
3000 |
250 |
100 |
2500 |
ВВЭ-СД-250-[3]-[5] |
150 |
50 |
3000 |
250 |
100 |
2500 |
- |
- |
- |
-
3. Основные технические характеристики весов
Таблица 8 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики |
Значение |
Максимальная рабочая скорость (vmax), км/ч |
10 |
Минимальная рабочая скорость (vmin), км/ч |
1 |
Направление движения через ГПУ при взвешивании |
одностороннее или двустороннее |
Диапазон температуры для ГПУ с датчиками, °С:
|
от -50 до +50 от -40 до +50 от -40 до +40 |
Диапазон температуры для М1РС-01, М1РС-03, °С |
от -10 до +50 |
Диапазон температуры для ВП1Д, °С |
от -50 до +50 |
Электропитание - однофазная сеть переменного тока:
|
220 50 |
Вид взрывозащиты |
II Gb/ III Db |
Длина ГПУ, мм, не более Длина секции ГПУ, мм, не более |
32000 7000 |
Масса ГПУ, кг, не более |
50000 |