Номер по Госреестру СИ: 73184-18
73184-18 Весы автомобильные
(АВ)
Назначение средства измерений:
Весы автомобильные АВ (далее - весы) предназначены для измерений массы транспортных средств (далее - ТС) в статическом режиме и/или для измерений в движении полной массы ТС и нагрузок на отдельные оси или группы осей.
Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 1
Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 2
Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 3
Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 4
Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 5
Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 6
Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 7
Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 8
Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 9
Внешний вид.
Весы автомобильные
Рисунок № 10
Программное обеспечение
Программное обеспечение (далее - ПО) весов является встроенным, что соответствует требованиям п. 5.5 ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Дополнительные требования к электронным устройствам с Программным обеспечением» в части устройств с встроенным ПО.
ПО состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой части.
Метрологически значимое ПО хранится в защищенной от демонтажа микросхеме, расположенной на плате устройства обработки аналоговых или цифровых данных и загружается на заводе-изготовителе. ПО не может быть модифицировано, загружено или прочитано через какой-либо интерфейс после загрузки без применения специальных программных и аппаратных средств производителя.
Доступ к изменению метрологически значимых параметров осуществляется только в сервисном режиме работы, вход в который защищен паролем. Для контроля изменений законодательно контролируемых параметров предусмотрен несбрасываемый счетчик.
Внутреннее устройство памяти прибора с установленным ПО и измерительной информацией, включая сохраненные исходные данные, необходимые для реконструкции результатов измерений, в штатном режиме работы доступно только для чтения и не может быть изменено случайным или намеренным образом через интерфейс пользователя. Корпус устройства обработки и хранения метрологически значимых параметров и данных пломбируется, как показано на рисунке 4, что препятствует смене устройства памяти с установленным на нем ПО и сохраненными результатами измерений.
Идентификационные данные метрологически значимой части ПО могут быть выведены либо на экран монитора ПК в главном окне программы, либо на терминале.
Нормирование метрологических характеристик проведено с учетом применения ПО.
Конструкция весов исключает возможность несанкционированного влияния на ПО и измерительную информацию.
Уровень защиты ПО «средний» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Идентификационные данные ПО приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные (признаки) |
Значение для терминала | ||
МИ ВДА (ВЖА)/12Я МИ ВДА (ВЖА)/7Я |
CI5010А |
DIS 2116 | |
Идентификационное наименование ПО |
- |
- |
- |
Номер версии (идентификационный номер) ПО |
U2.01 |
1.0010 1.0020 1.0030 |
Не ниже Р1 хх |
Цифровой идентификатор ПО |
-* |
-* |
-* |
Знак утверждения типа
Знак утверждения типананосится на титульный лист Руководства по эксплуатации типографским способом и на табличку, прикрепленную на ГПУ фотохимическим способом.
Сведения о методиках измерений
Сведения о методиках (методах) измерений приведены в эксплуатационном документе.
Нормативные и технические документы
Нормативные и технические документы, устанавливающие требования к весам автомобильным АВ
ГОСТ OIML R 76-1-2011 Весы неавтоматического действия. Часть Метрологические и технические требования. Испытания
ГОСТ 33242-2015 Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузки на оси. Общие требования и методы испытаний
ГОСТ 8.646-2015 ГСИ Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузки на оси. Методика поверки
ГОСТ 8.021-2015 ГСИ Государственная поверочная схема для средств измерения массы ТУ 28.29.31-001-13019946-2018 Весы автомобильные АВ. Технические условия
Поверка
Поверкаосуществляется
-
- при статическом взвешивании по документу ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы
неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания» (приложение ДА. Методика поверки весов);
-
- при взвешивании в движении по документу ГОСТ 8.646-2015 «ГСИ. Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузки на оси. Методика поверки».
Основные средства поверки:
-
- рабочий эталон единицы массы 4-го разряда по ГОСТ 8.021-2015 «ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений массы» гири номинальной массой от 2 до 20 кг; от 200 до 5000 кг, класса точности М1 и М1-2 по ГОСТ OIML 111-1-2009. «Гири классов E1, E2, F1, F2, M1, M1-2, M2, M2-3 и M3. Метрологические и технические требования» (при статическом взвешивании и взвешивании в движении);
-
- контрольные ТС по ГОСТ 8.646-2015 (при взвешивании в движении).
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке и на пломбы, как показано на рисунке 4.
Изготовитель
Общество с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая производственная компания «ТензоТехСервис» (ООО «ИПК «ТензоТехСервис»)
ИНН 1656066920
Адрес: 420034, Республика Татарстан, г. Казань, улица Мулланура Вахитова, дом 10 Телефон (факс): +7 (843) 554-45-45
Испытательный центр
Закрытое акционерное общество Консалтинго-инжиниринговое предприятие
«Метрологический центр энергоресурсов» (ЗАО КИП «МЦЭ»)
Адрес: 125424, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 88, стр.8
Телефон (факс): +7 (495) 491-78-12
E-mail: sittek@mail.ru
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругого элемента весоизмерительных тензорезисторных датчиков (далее - датчик), возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого груза, в аналоговый электрический сигнал, изменяющийся пропорционально массе груза. Аналоговые/цифровые электрические сигналы с датчиков поступают в индикатор/терминал, содержащий аналогово-цифровой преобразователь, где сигналы преобразуются в цифровой код. Результаты взвешивания и значение массы груза индицируются на цифровом дисплее, расположенном на передней панели индикатора/терминала вместе с функциональной клавиатурой и/или на дисплее ПК.
Весы состоят из грузоприемного устройства (далее - ГПУ), имеющего одну или несколько весовых платформ (секций), опирающихся на датчики, и индикатора/терминала, к которому могут подключаться внешние электронные устройства (компьютер, принтер, выносной дисплей и т.п.).
В весах используются:
-
- датчики весоизмерительные тензорезисторные С16А (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (далее -регистрационный номер в ФИФ) 67871-17) производство «Hottinger Baldwin (Suzhou) Electronic Measurement Technology Co., Ltd.», Китай;
-
- датчики весоизмерительные тензорезисторные HL-С, BLC и ELC (регистрационный номер в ФИФ 21177-13), производство «Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Германия;
-
- датчики весоизмерительные тензорезисторные H8C, H8H, BM14G, HM14C (регистрационный номер в ФИФ 55371-13), производство «Zhonghang Elektronik Measuring Instruments Co., LTD (ZEMIC)», Китай;
-
- датчики весоизмерительные тензорезисторные Н и С (регистрационный номер в ФИФ 53636-13), производство ЗАО «ВИК «Тензо - М», Россия, п. Красково.
В качестве индикатора/терминала в весах используются:
-
- приборы весоизмерительные МИ (модификации МИ ВДА (ВЖА)/12Я и МИ ВДА (ВЖА)/7Я) (регистрационный номер в ФИФ 61378-15), производство ООО «МИДЛиК», г. Москва;
-
- приборы весоизмерительные CI 5010А (регистрационный номер в ФИФ № 50968-12), производство «САБ Corporation», Р. Корея;
-
- приборы весоизмерительные DIS2116 (регистрационный номер в ФИФ 61809-15), производство «Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Германия.
Управление весами осуществляется с помощью функциональной клавиатуры терминала и/или ПК. Передача данных на ПК, принтер, вторичный дисплей и другие периферийные устройства осуществляется по различным интерфейсам: RS232, RS422/485, USB, WiFi, Ethernet/IP и т.п.
В весах предусмотрены следующие устройства и функции:
а) в режиме статического взвешивания в соответствии с ГОСТ OIML R 76-1-2011:
-
- устройство полуавтоматической установки на нуль (п.Т.2.7.2.2);
-
- устройство автоматической установки на нуль (п.Т2.7.2.3);
-
- устройство первоначальной установки на нуль (п.Т.2.7.2.4);
-
- устройство слежения за нулем (п.Т2.7.3);
- устройство уравновешивания тары (п .T.2.7.4.1);
б) в режиме взвешивания в движении:
- автоматическая регистрация массы и скорости движения ТС;
- сигнализация о превышении допускаемой скорости движения ТС ;
- сигнализация о перегрузе.
На ГПУ весов прикрепляется табличка, содержащая следующую информацию:
- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
- условное обозначение весов ;
- класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011;
- значение максимальной нагрузки (Max);
- значение минимальной нагрузки (Min);
- значения поверочного интервала (е) и действительной цены деления (d);
- знак утверждения типа средств измерений;
- заводской номер;
- класс точности при определении полной массы ТС ;
- класс точности при определении нагрузки на одиночную ось (при необходимости);
- класс точности при определении нагрузки на группу осей (при необходимости);
- максимальная рабочая скорость Vmax, км/ч;
- минимальная рабочая скорость Vmin, км/ч;
- максимальное число осей ТС (при необходимости) Amax.
Модификации весов при заказе имеют обозначения вида:
АВ- С(Д)-Х- 1-2-3-4
где «АВ» - тип весов;
«С(Д)» - варианты исполнения (С - статистическое взвешивание, Д - для взвешивания в движении, СД -для взвешивания в статике и в движении);
«Х» - максимальная нагрузка, Max, т (30, 40, 60, 80, 100, 150, 200);
«1» - габариты (длина х ширина), м;
«2» - значение е, кг (для статического режима взвешивания);
«3» - класс точности при определении полной массы ТС: 0,5; 1; 2; 5 (для режима взвешивания в движении);
«4» - класс точности при определении нагрузки на оси: B, C, D, E (для режима взвешивания в движении).
Примеры записи при заказе: АВ-С-60-18/3.0-20, АВ-Д-40-15/3.0-0,5(В), АВ-СД-40-15/3-20-0,5(В).
Весы выпускаются однодиапазонными, двухинтервальными и трехинтервальными, в модификациях АВ-С-30, АВ-С-40, АВ-С-60, АВ-С-80, АВ-С-100, АВ-С-150, АВ-С-200, АВ-Д (СД)-30, АВ-Д(СД)-40, АВ-Д(СД)-60, АВ-Д(СД)-80, АВ-Д(СД)-100, АВ-Д(СД)-150, АВ-Д(СД)-200, которые отличаются друг от друга значениями максимальной нагрузки, поверочного интервала, типами применяемых весоизмерительных датчиков.
Общий вид весов представлен на рисунках 1, 2 и 3, терминалов на рисунке 4.
Схема пломбировки от несанкционированного доступа, обозначение мест нанесения знака поверки представлены на рисунке 5.
Рисунок 1 - Общий вид весов
«***Г/*1СМНЬ*1 П&-ДМ
Фундаментные
Бесфундаментные
Рисунок 2 - Общий вид весов исполнений ГПУ фундаментной и бесфундаментной установки
Рисунок 3 - Общий вид весов исполнения ГПУ врезной установки для режима взвешивания в статике и в движении
Терминал МИ ВДА (ВЖА)/12Я
Терминал МИ ВДА (ВЖА)/7Я
Терминал CI 5010A
Терминал DIS 2116
Рисунок 4 - Общий вид терминалов
Терминал CI 5010А
Рисунок 5 - Схема пломбировки терминалов от несанкционированного доступа, обозначение места нанесения знака поверки
1 Статический режим взвешивания
Класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011 ..................................................... средний (III).
Значения Мах и Min, d, е, числа поверочных интервалов (n) при поверке для модификаций весов приведены в таблице 2.
Таблица 2 | ||||
Обозначение модификации |
Max, т |
Min, кг |
e=d, кг |
n (n1/n2/n3) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
АВ-С-30 |
30 |
200 |
10 |
3000 |
АВ-С-40 |
40 |
400 |
20 |
2000 |
30/40 |
200 |
10/20 |
3000/2000 | |
АВ-С-60 |
60 |
400 |
20 |
3000 |
30/60 |
200 |
10/20 |
3000/3000 | |
АВ-С-80 |
80 |
1000 |
50 |
1600 |
60/80 |
400 |
20/50 |
3000/1600 | |
30/60/80 |
200 |
10/20/50 |
3000/3000/1600 | |
АВ-С-100 |
100 |
1000 |
50 |
2000 |
60/100 |
400 |
20/50 |
3000/2000 | |
30/60/100 |
200 |
10/20/50 |
3000/3000/2000 |
Продолжение таблицы 2
АВ-С-150 |
150 |
1000 |
50 |
3000 |
60/150 |
400 |
20/50 |
3000/3000 | |
30/60/150 |
200 |
10/20/50 |
3000/3000/3000 | |
АВ-С-200 |
200 |
2000 |
100 |
2000 |
150/200 |
1000 |
50/100 |
3000/2000 | |
60/150/200 |
400 |
20/50/100 |
3000/3000/2000 |
Таблица 3 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики |
Значение |
Пределы допускаемой погрешности устройства установки на нуль |
±0,25е |
Диапазон установки на нуль (суммарный) устройств установки нуля и слежения за нулём, % от Мах, не более |
4 |
Диапазон первоначальной установки нуля, % от Мах, не более |
20 |
Показания индикации массы, кг, не более |
Мах +9е |
Диапазон выборки массы тары (Т-), % от Мах |
от 0 до 100 |
Пределы допускаемой погрешности при поверке (в эксплуатации) для нагрузки, выраженной в поверочных интервалах (е) весов:
|
±0,5 (±1,0) ±1,0 (±2,0) ±1,5 (±3,0) |
Пределы допускаемой погрешности, после выборки массы тары соответствуют пределам допускаемой погрешности, приведенным в таблицах 4, для массы нетто при любом значении массы тары, соответственно.
2 Режим взвешивания в движении
Значения Мах, Min, цены деления d, класса точности по ГОСТ 33242-2015 при определении полной массы ТС и при определении нагрузки на одиночную ось или на группу осей для модификаций весов приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Метрологические характеристики
Обозначение модификации |
Мах, т |
Min, т |
d, кг |
Класс точности при определении полной массы ТС |
Класс точности при определении нагрузки на одиночную ось или на группу осей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
АВ-Д-30-0,5 |
30 |
2 |
10 |
0,5 |
В, С |
АВ-Д-40-0,5 |
40 |
2 |
10 | ||
АВ-Д-30-1 |
30 |
2 |
20 |
1 |
в, C, D |
АВ-Д-40-1 |
40 |
2 |
20 | ||
АВ-Д-60-1 |
60 |
2 |
20 | ||
АВ-Д-80-1 |
80 |
2 |
20 | ||
АВ-Д-30-2 |
30 |
2 |
50 |
2 |
С, D, E |
АВ-Д-40-2 |
40 |
2 |
50 | ||
АВ-Д-60-5 |
60 |
2 |
100 |
5 |
D, E |
АВ-Д-80-5 |
80 |
2 |
100 | ||
АВ-Д-100-5 |
100 |
2 |
100 | ||
АВ-Д-150-5 |
150 |
2 |
100 | ||
АВ-Д-200-5 |
200 |
2 |
100 |
Максимальное значение измеренной полной массы ТС, т .........................................Мах^п, где n -
число осей ТС МРЕ при определении полной массы ТС в движении не превышают большего из следующих значений:
а) рассчитанному в соответствии с таблицей 5 и округленного до ближайшего значения цены деления;
б) Pd^n - при первичной поверке, 2^п - при периодической поверке, где n - число осей при суммировании.
Таблица 5 - Метрологические характеристики
Класс точности при определении полной массы ТС по ГОСТ 33242-2015 |
Процент от условно истинного значения полной массы ТС | |
при первичной поверке |
при периодической поверке | |
0,5 |
±0,25 |
±0,5 |
1 |
±0,5 |
±1,0 |
2 |
±1,0 |
±2,0 |
5 |
±2,5 |
±5,0 |
Пределы допускаемой погрешности (МРЕ) при определении нагрузки на одиночную ось двухосного контрольного ТС с жесткой рамой в движении не превышают большего из следующих значений:
а) значения в соответствии с таблицей 6, округленного до ближайшего значения цены деления;
б) 1-d - при первичной поверке, 2^d - при периодической поверке.
Таблица 6 - Метрологические характеристики | ||
Класс точности при определении нагрузки на одиночную ось по ГОСТ 33242-2015 |
Процент от условно истинного значения статической эталонной нагрузки на одиночную ось | |
при первичной поверке |
при периодической поверке | |
В |
±0,5 |
±1,0 |
C |
±0,75 |
±1,5 |
D |
±1,0 |
±2,0 |
Е |
±2,0 |
±4,0 |
Пределы допускаемого отклонения (MPD) от скорректированного среднего значения нагрузки на ось или от скорректированного среднего значения на группу осей для всех типов контрольных ТС кроме контрольного двухосного ТС с жесткой рамой в движении не превышают большего из следующих значений:
а) значения в соответствии с таблицей 7, округленного до ближайшего значения цены деления;
б) Pd^n - при первичной поверке, 2^п - при периодической поверке,
где n - число осей в группе, для одиночных осей n = 1.
Таблица 7 - Метрологические характеристики
Класс точности при определении нагрузки на одиночную ось или группу осей по ГОСТ 33242-2015 |
Процент от скорректированного среднего значения нагрузки на одиночную ось или скорректированного среднего значения нагрузки на группу осей | |
при первичной поверке |
при периодической поверке | |
В |
±1,0 |
±2,0 |
C |
±1,5 |
±3,0 |
D |
±2,0 |
±4,0 |
Е |
±4,0 |
±8,0 |
Таблица 8 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики |
Значение |
Максимальная рабочая скорость (Vmax), км/ч, не более |
10 |
Направление движения при взвешивании |
двустороннее |
Диапазон рабочей температуры терминалов, °С: |
от -10 до +40 |
Особый диапазон рабочих температур, °С, для ГПУ с датчиками: - типа С16А |
от -50 до +50 |
- типа HLC, BLC, ELC |
от -30 до +40 |
- типа H8C, H8H, BM14G, HM14C |
от -30 до +40 |
- типа H, C |
от -10 до +40 |
Электрическое питание от сети переменного тока: - напряжением, В |
от 195,5 до 253 |
- частотой, Гц |
от 49 до 51 |
Потребляемая мощность, В-A, не более |
300 |
Время прогрева весов, мин, не менее |
30 |
Количество весовых платформ |
от 1 до 10 |
Габаритные размеры платформы ГПУ весов, мм: - длина |
от 400 до 40000 |
- ширина |
от 500 до 10000 |
Масса ГПУ весов, кг, не более |
20000 |